Вчера в Твери закончились публичные слушания по проекту нового генерального плана города.
Надежд на него возлагается много – и прежде всего хочется верить, что он позволит разгрузить центр города от пробок. В течение всего нынешнего года дискуссия о путях решения транспортного коллапса в Твери активно велась в средствах массовой информации и социальных сетях. Приняли в ней участие и «Тверские ведомости»: эта тема обсуждалась на заседаниях экспертного клуба газеты и «круглых столов» в нашей редакции. В этой публикации мы попытались систематизировать основные идеи, высказанные по транспортной проблеме чиновниками, проектировщиками и горожанами.
РЕШЕНИЕ № 1 – САМОЕ СПОРНОЕ. УБРАТЬ ИЗ ТВЕРИ ТРАМВАИ
Пожалуй, наиболее критикуемое горожанами предложение. Особенный негатив оно вызывает у пожилых людей, привыкших пользоваться трамваем по единому социальному проездному билету. К тому же для многих тверитян трамвай – еще и привычная деталь городского ландшафта.
Но и противников у трамваев хватает. Они справедливо говорят о том, что трамвайное хозяйство находится в жутком состоянии, требует огромных средств для реанимации. Автомобилисты справедливо сетуют на то, что трамваи вносят немалый вклад в образование пробок в самых проблемных местах: на речном вокзале и Комсомольской площади.
Но все же специалисты сходятся во мнении, что ликвидация трамваев полностью не решит проблему пробок. Поэтому власть приняла принципиальное решение. «Трамвай в Твери останется. Город будет закупать новые трамваи взамен устаревших», – заявил Губернатор Андрей Шевелёв.
Разработчики генплана пошли еще дальше и предлагают построить в Твери линии скоростного трамвая. «Кольцо скоростных трамваев предполагается проложить по периметру города, начав от поселка имени Крупской вдоль Октябрьской железной дороги, затем через Волгу вокруг микрорайона Юность, а оттуда – в Затверечье», – говорит архитектор Андрей Барковский.
РЕШЕНИЕ № 2 – САМОЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ. ПОСТРОИТЬ НОВЫЕ МОСТЫ
А, собственно, почему в это никто не верит? Все равно расширяющемуся городу потребуются новые переправы через Волгу. И, рано или поздно, они в Твери появятся – вопрос упирается в немалые деньги. Разработчик генплана Андрей Барковский считает, что без новых мостов городу не решить транспортную проблему. Правда, срок реализации генплана – 25 лет, и когда появятся новые переправы, никто пока сказать не берется.
В любом случае, начавшаяся реконструкция Мигаловского и Восточного мостов поможет улучшить дорожную ситуацию в городе. Что касается строительства нового моста через Волгу, на недавней встрече Губернатора с руководителями тверских СМИ Андрей Шевелёв рассказал, что обратился с этой просьбой к Владимиру Путину. Президент дал поручение рассмотреть возможность оказания поддержки региону.
РЕШЕНИЕ № 3 – САМОЕ РАДИКАЛЬНОЕ. ВВЕСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЪЕЗД АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕНТР ГОРОДА И ЗАПРЕТИТЬ ПАРКОВКУ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦАХ
Сторонники этого предложения ссылаются на международный опыт. Есть города, в которых машинам с определенными номерами можно въезжать в центр только по четным или по нечетным дням. Другой вариант – снизить число желающих поехать в центр, запретив парковки на всех магистральных улицах Твери (например, на Советской улице и Тверском проспекте). Парковки разрешить только на специально оборудованных территориях за высокую плату. Радикальный шаг. Но зато и эффективный.
Есть и другие интересные предложения. Например, запретить въезд маршруток в центр, оставив в нем только трамваи, троллейбусы и автобусы. Чтобы пересадки с одного вида транспорта на другой не ударили по кошельку горожан, ввести проездной билет по времени (например, действительный в течение одного часа), как во многих странах Европы.
Что касается парковок, Андрей Барковский говорит, что генплан предполагает их обустройство за счет владельцев транспортных средств. И неважно, где находится парковка – в центре или на окраине, – принцип будет одинаков.
РЕШЕНИЕ № 4 – КОМПРОМИССНОЕ. УПОРЯДОЧИТЬ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА, ПОСТРОИТЬ НОВЫЕ МАГИСТРАЛИ
В последнее время в социальных сетях появилось много предложений, как изменить схему движения на том или ином перекрестке Твери, чтобы избежать пробок. Например, автор одного из проектов предлагает на речном вокзале запретить поворот из Затверечья к новому мосту через Волгу. Есть предложения сделать многие улицы в центре Твери с односторонним движением. В общем, вариантов много. Не сидят без дела и в ГИБДД. На заседании экспертного клуба «Тверских ведомостей» начальник отдела дорожной инспекции Управления ГИБДД УМВД по Тверской области Игорь Каравашкин привел сразу несколько примеров того, как инициативы автоинспекции по перестановке дорожных знаков упирались в безразличие городской власти, которая полномочна принимать окончательные решения по этим вопросам. То есть администрация Твери не отказывала ГИБДД, а просто игнорировала такие предложения, очевидно, будучи озабоченной более важными и насущными для города делами.
Архитектор Андрей Барковский в проекте генплана также предлагает компромиссное решение: пробить в городе «сквозные» магистрали для транспорта. Пока что основной транспортный поток идет по двум широтным городским магистралям (СанктПетербургское шоссе и улицы Вагжанова – Советская – проспект Калинина – Мигалово). «Нужно создать дублеров для этих широтных магистралей и пробить сквозные меридианальные магистрали», – говорит Барковский.
ПРЕДЛАГАЙТЕ САМИ!
«Тверские ведомости» предлагают читателям присоединиться к дискуссии о путях решения транспортной проблемы в Твери. Свои предложения (приветствуются рисунки с организацией схемы движения на сложных перекрестках) присылайте на электронную почту vedomosti@vedtver.ru. А мы обещаем еще не раз вернуться к этому разговору.