АКРА повысило кредитный рейтинг Тверской области до уровня A-(RU), прогноз «Стабильный»
Изменение кредитного рейтинга Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлено сбалансированной бюджетной политикой, позволяющей Региону в текущем году финансировать растущие расходы бюджета за счет накопленной ликвидности без ухудшения оценки долгового профиля, а также сохранением уровня капитальных расходов на сравнительно высоком уровне и менее выраженным, чем ожидалось, снижением налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в 2020 году. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.
Тверская область расположена в ЦФО, проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). В 2018 году ВРП Тверской области достиг 441,7 млрд руб. Регион на втором месте после Москвы по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% общего объема электроэнергии ЦФО по данным 2019 года.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Возможность сохранить долговую нагрузку на текущем уровне. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется умеренно низким уровнем: на конец года соотношение долга и текущих доходов Области составит порядка 38% с учетом использования части ликвидности на финансирование дефицита бюджета.
На 01.10.2020 долг тверского региона составлял 13,5 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами с погашением в 2020–2034 годах. Весь объем банковских кредитов, который на 01.01.2020 был равен 9,7 млрд руб., был погашен в начале года. Кредит Управления Федерального казначейства не привлекался. На конец текущего года, по прогнозу АКРА, долг Области может вырасти до 25,8 млрд руб. за счет привлечения банковских кредитов. Итоговый объем долга на конец 2020 года может зависеть от решения Региона использовать накопившийся объем ликвидности для финансирования будущего дефицита.
График погашения долга зависит от наличия банковских кредитов. По состоянию на 01.10.2020 в отсутствие банковских кредитов график погашения определялся условиями соглашений с Минфином России о выдаче (реструктуризации) бюджетных кредитов. АКРА ожидает, что на начало 2021 года график погашения может измениться в связи с привлечением банковских кредитов, а доля краткосрочного долга возрастет (возможно, до 30–31% общего объема долга).
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный[1] уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
С учетом прогноза АКРА, в рамках которого ННД Тверской области по итогам 2020 года сохранятся на уровне прошлого года, соотношение долга Региона и его ННД по-прежнему будет находиться в пределах, обозначенных в соглашениях с Минфином России.
Рост безвозмездных поступлений и сравнительно стабильный среднегодовой объем поступлений по налогу на прибыль позволяют сохранить существенный объем капитальных расходов. По итогам года Область ожидает очень резкого роста расходов (на 34%). Примерно на аналогичном уровне ожидается прирост капитальных расходов. Планируемый рост может оказаться достижимым, учитывая, что за семь месяцев текущего года расходы возросли на 30% относительно аналогичного уровня прошлого года. Расходы на здравоохранение увеличились в два раза (на 3,3 млрд руб.), на национальную экономику — на 82% (на 3,8 млрд руб.), на социальную политику — на 20% (на 1,8 млрд руб.).
Рост расходов поддерживается увеличением безвозмездных поступлений (на 48% в 2020 году по сравнению с 2019 годом). За семь месяцев текущего года рост безвозмездных поступлений уже составил 71% (5,1 млрд руб.). В результате доля капитальных расходов в 2020 году сохранится на уровне прошлого года (13%), а усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2017–2021 годах будет находиться на достаточно высоком уровне — 14%.
Усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2017 по 2021 год составит 78%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет равно 8%, а соотношение средних модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов станет отрицательным в результате планируемых на 2020 и 2021 годы дефицитов. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов Области, но при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств.
Согласно оценке Тверской области, в 2020 году ННД ее бюджета возрастут на 5% относительно прошлого года. Текущий темп роста исполнения бюджета (по результатам семи месяцев 2020-го) также составляет 5% относительно аналогичного периода прошлого года. Тем не менее, учитывая помесячную динамику поступлений по налогу на прибыль (замедление поступлений в июле — августе), структуру этих поступлений (рост первых месяцев года пришелся на налог на прибыль организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков), а также замедление экономики вследствие пандемии, АКРА полагает, что ННД Региона в 2020 году не превысят уровень 2019-го. При этом стоит отметить, что данный показатель окажется существенно выше, чем ожидалось по итогам последнего пересмотра.
В результате дефицит бюджета по итогам года может возрасти относительно ожидаемых Областью значений почти в полтора раза.
Накопленная ликвидность позволит региону финансировать дефицит бюджета. Среднее значение остатков на счетах областного бюджета с начала текущего года составило 8,6 млрд руб. (за 2019, 2018 и 2017 годы — 6,4 млрд руб., 4,3 млрд руб. и 1,7 млрд руб. соответственно). Такой объем сопоставим с месячными расходами бюджета, а также с дефицитом, прогнозируемым АКРА по итогам текущего года. В результате, по мнению АКРА, дефицит будет профинансирован без привлечения существенного объема долга, а значит, долговая нагрузка в 2020 году будет сохранена на безопасном уровне благодаря использованию остатков средств на счетах.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП не превышает 60% среднестранового показателя, заработные платы в среднем составляют не более 2,8 регионального прожиточного минимума.
Налоговые поступления в бюджет Области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2019 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24%). Почти четверть этих поступлений обеспечило производство прочих транспортных средств и оборудования. Производство электроэнергии, а также отрасли «Торговля» и «Деятельность в области информации и связи», а также «Транспортировка и хранение» формируют по 8–13% налоговых доходов каждая.
Ключевые допущения
— капитальные расходы областного бюджета в 2020 году составят порядка 13% расходов без учета субвенций;
— ННД региона по итогам текущего года сохранятся на уровне 2019-го;
— область будет частично использовать накопленную ликвидность для финансирования дефицита бюджета в ближайшие три года.
ПОДРОБНЕЕ на сайте acra-ratings.ru