– В связи с ростом объемов производства мы увеличиваем штаты. Заводу нужны сварщики, токари, фрезеровщики. Нужны вообще квалифицированные работники. Однако рабочих рук особенно не хватает. Поэтому старый лозунг: «Кадры решают все!“ – на мой взгляд, сейчас, как никогда, актуален, – заявил “ » управляющий директор ОАО «Тверской экскаватор» Александр Скоблов.
По данным ГУ Тверской области «Центр занятости населения Твери», к 24 сентября в центре было зарегистрировано 2860 ищущих работу. Из них 1799 зарегистрированы как безработные. Между тем работодателями всех форм собственности предложено 20686 вакансий, и большая их часть (78,6 процента) – по рабочим профессиям.
– Как ни странно, – говорит директор центра занятости Ольга Мишунина, – в числе наиболее востребованных профессий – водители автотранспорта. На предприятия требуются также грузчики, подсобные рабочие, кондукторы, то есть неквалифицированные работники. Далее идут операторы автоматических и полуавтоматических линий и установок, пекари, плотники. Из высшего звена не хватает программистов, врачей и учителей. И наоборот, в центре зарегистрировано много психологов, социологов, юристов и экономистов, найти работу по специальности которым довольно проблематично.
Сегодня рабочим, всю жизнь отдавшим производству, некому передавать свой опыт: отсутствует преемственность поколений. По словам заместителя директора профессионального лицея № 10 Твери Светланы Сидоровой, если в 1993 году в этом учебном заведении было 239 учащихся, то в прошлом году – всего 64. Причины, по которым количество обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) так резко упало, называют разные.
– Прежде всего, – говорит начальник департамента образования Тверской области Наталья Сенникова, – это демографический кризис в стране. Учащихся в школах убавилось, и решить проблему набора в учреждения НПО и СПО только за счет выпускников школ мы не сможем. В связи с этим большое внимание уделяется и будет уделяться обучению уже взрослых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, потерявших работу или пожелавших получить другую профессию, то есть переподготовке кадров.
По словам Натальи Сенниковой, немаловажное значение при выборе, «куда пойти учиться», имеют престиж и привлекательность той или иной профессии. Что касается престижа, то в России во все времена высшее образование было желанным, необходимым и малодоступным. В СССР интеллигенция считалась прослойкой и изначально имела заработок гораздо меньше, чем у рабочих, но вуз за плечами давал возможность карьерного роста, а потому родители сразу настраивали своих детей на университет или институт. Вот только поступить туда было непросто. Сегодня проблем с этим, в общем, нет. Доступность высшего образования выросла. Если раньше в Твери действовало только четыре гражданских высших учебных заведения, то сегодня более десятка. В стране появились частные вузы, которые своими филиалами разбежались по всем регионам России. Поэтому неудивительно, что, по статистике, в нынешнем году практически на каждого выпускника средней школы нашлось бы место в вузе. И 70 процентов юношей и девушек направились именно туда. Но нужно ли столько специалистов с высшим образованием?
В советские времена Госплан не дремал: государство всегда было в курсе того, сколько ему необходимо тех или иных специалистов высшего, среднего и начального звена. Подобное планирование в системе НПО и СПО существует и сегодня в виде так называемых контрольных цифр приема. Они определяют, сколько образовательному учреждению нужно набрать учащихся на ту либо иную специальность.
– В нынешнем году мы с трудом, но выполнили эти цифры, – говорит заместитель директора Тверского колледжа имени А.Н. Коняева Николай Виноградов. – Сегодня молодежь идет в наш колледж в основном на специальности, связанные с экономикой, налогами, государственным и муниципальным управлением. Тут набор по сравнению с рабочими специальностями больше и конкурс гораздо выше. Тем не менее Федеральное агентство по образованию сейчас обязывает выпускать меньше «экономистов» и больше «технарей». Поэтому наша задача – заинтересовать ребят рабочими профессиями. Как? За счет разъяснительной работы с родителями. Это дает определенный результат. Во всяком случае, контрольные цифры приема мы постоянно выполняем, хотя нам их на рабочие специальности с каждым годом все более увеличивают…
План по комплектованию доводится либо областным департаментом образования, либо Министерством образования и науки РФ, в зависимости от уровня принадлежности. В нынешнем году, по данным департамента образования, он выполнен полностью. Вот только прок от этого невелик: рабочих рук все равно мало. Думается, пройдет еще не один десяток лет, прежде чем рабочие профессии станут для молодежи действительно привлекательными. Пока же образ рабочего у многих по старинке ассоциируется с грязными цехами и ржавыми станками.
Понятно, поменять имидж в одночасье невозможно, одной работой с родителями тут не обойдешься. Но и рабочие кадры пополнять необходимо. В этом плане большое значение имеет взаимодействие с работодателями. Одной из форм такого сотрудничества стали договоры социального партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями.
Партнерские отношения давно сложились между ОАО «Тверской экскаватор» и профессиональным лицеем № 16. Учащиеся лицея проходят на заводе производственную практику. Лучшие стажеры получают приглашение влиться в рабочий коллектив.
ОАО «ТВЭКС» проводит конкурсы профессионального мастерства представителей рабочих профессий. Состязания среди сварщиков, электромонтеров, токарей позволяют не только выявить сильнейших профессионалов, но и дают хороший импульс, способствуют профессиональному росту, поднимают престиж рабочих профессий.
– Нам понятно желание работодателя иметь на своем предприятии грамотного и квалифицированного специалиста, – говорит Наталья Сенникова. – Создается центр сертификации, в который мы предлагаем вступать работодателям, желая получить от них экспертную оценку наших выпускников. И далее некий механизм внешней оценки, наподобие ЕГЭ в школах, должен появиться и в системах НПО и СПО. При такой аттестации, конечно, для нас также важно будет участие в ней представителей предприятий. Другая проблема – как с максимальной пользой организовать учебный процесс. До сих пор большую его часть составлял теоретический блок. Однако жизнь сегодня требует иного подхода к обучению. Больше все-таки должно быть у учащихся практики, больше стажировки. Поэтому мы будем работать над изменением учебной программы в сторону увеличения практических занятий. Благо, такая возможность теперь есть, так как в системах НПО и СПО идет смена стандартов обучения.
Поставлена задача модернизации учреждений профессионально-технического образования, чтобы сделать условия учебы и отдыха достойными. Это касается не только обновления материально-технической и учебной базы. И один из приоритетов, конечно же, занятия физкультурой и спортом, оздоровление детей.
Шесть учреждений участвовало в общероссийском конкурсе, и на модернизацию только одного из них был получен грант в размере 40 миллионов рублей. Что погоды, конечно, не делает.
Тверская область вошла в десятку субъектов РФ, пилотно разрабатывающих программу модернизации профтехобразования. Из десяти будет отобрано пять регионов, которые получат на реализацию программы средства из федерального бюджета. Достанутся ли деньги нашей области – покажет время. Однако без модернизации учебного процесса существенно изменить ситуацию в системе профтехобразования не получится.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о необоснованно большом числе негосударственных высших учебных заведений. Сократив их число, можно увеличить приток выпускников школ в учреждения НПО и СПО. Вкупе с постепенным выходом страны из демографического кризиса это позволило бы существенно изменить ситуацию на рынке труда.
Станислав ШУТОВ
На снимке: слесарь механосборочных работ ОАО «Тверской экскаватор» Александр Дементьев