Один день на птицефабрике «Верхневолжская»
Птицефабрика «Верхневолжская» обрела нового генерального директора: Вадима Волкова (на снимке), работавшего здесь же директором по производству. Приезд на фабрику журналиста при новом генеральном был обставлен серьезно: собрались пять руководителей высшего и среднего звена, включая главного бухгалтера Нину Алькину, которая трудится на птицефабрике с ее основания. Нина Викторовна скромно призналась, что пришла «зеленой девчонкой».
Птицефабрика в деревне Рязаново в
Ныне на бывший элитный поселок Рязаново легла печать запустения. Местных на фабрике примерно 30 процентов из общего числа работников, примерно в 1 тысячу человек. На птицефабрике надо вкалывать, чтобы целеустремленно и честно отрабатывать далеко не великую зарплату. По словам генерального директора, она не повышалась два года. Все средства были направлены на модернизацию производства – в XXI век на телеге не въедешь. Только что «Верхневолжская» одержала победу на Международной выставке под интригующим названием «Куриный король», получив диплом I степени.
Фабрика номинировалась в конкурсе «Оборудование для убоя». (Читателям, не желающим знать, как заканчивается жизнь животных и птиц, надо перестать есть мясо.) Убойный цех построен и запущен в прошлом году. Он полностью автоматизирован, его мощность до шести тысяч (!) голов птицы в час. Оборудование не отечественное, а голландское. Что характерно: из некоторых управленческих кабинетов можно наблюдать, как ниже этажом строго и без остановки выполняют производственные обязанности труженики конвейера.
Фабрика поражает воображение масштабами и процессом переработки. Перерабатывается все, что даже не идет на продажу. Это называется безотходным производством. Руководство предприятия этим откровенно гордится. Для особо интересующихся: «Верхневолжская» занимается инкубацией яиц, выращиванием и убоем цыплятбройлеров, переработкой и реализацией продукции.
Вадим Волков обнародовал впечатляющие сведения. Каждый месяц из инкубаторов на белый свет появляется 1 миллион цыплят. За день бройлер прибавляет примерно
Едоки, конечно, «негодуют»: цена на куриные продукты повышается, как температура воздуха к лету. Генеральный директор доходчиво объясняет: растут цены на зерно и энергоносители. Грамотный потребитель может выставить свои аргументы: изза высоких цен спрос падает. Надежда реализовать продукцию российской элите, для которой и тысяча рублей за кило – копеечное дело, призрачна. Элита уже зарится на какоето там мраморное, а также страусиное мясо по 60 долларов за килограмм. Однако простые труженики, несмотря на повышение цен, все равно, слава Богу, предпочитают курицу в целом или в аппетитно разделанном виде, как самый дешевый мясной и полезный продукт.
– Цену, в принципе, можно снизить, – здраво рассуждает Вадим Волков. – За счет мощной переработки.
Но пока это перспектива для крайних оптимистов. Головная боль руководителя – не только производство мяса. Главное – его продажа. Конкуренция на российском рынке жесткая. Хорошо хоть укоротили «ножки Буша», похлебкой из которых брезгует даже беспородная собака. Лучше уж свое охлажденное, чем омертвевшие заморские мослы.
«Верхневолжскую» автор пытался представить монополистом на тверском рынке. Руководство возразило: есть еще два соперничающих производства. Соперничество, положа руку на сердце, скорее символичное, но все равно лучше худенькие, чем никакие, конкуренты.
Граждане, задумывающиеся о первичности курицы и яйца, отдают предпочтение всетаки яйцу. Даже автор этих строк изза нехватки времени и лени по утрам и вечерам предпочитает отваривать или жарить не чьито бедра, грудки или ноги, а яйца. Кстати, дешевле. Вопрос: где у нас в губернии производят куриные яйца? Нигде. Помните, в области было восемь птицефабрик, в свое время поставляющих в торговлю десяток по 1 рублю или даже по 90 копеек (при прошлом режиме). Сейчас за упаковку надо приплатить до 40 рублей. Яйца в наши магазины везут из соседних областей, регионов Поволжья. Ликвидация яичных производств в области не то что куриная – людская слепота. Потеря производства яиц – отчасти потеря региональной самостоятельности в популярной отрасли продовольственного рынка.
У работников «Верхневолжской» не яичное, а мясное направление. У фабрики много своих проблем. Не хватает кадров: в сфере управления, в среднем звене, рабочие тоже в дефиците. Трактористов надо на треть больше. «Верхневолжская» не только растит, забивает и перерабатывает птицу, но и пашет и сеет многолетние травы – в качестве подкормки.
«Заманиловка» – бесплатные обеды и доставка из Твери до места работы – решающего значения пока не имеет. «Продвинутая» молодежь желания пойти в птицеводы не испытывает. Жилищные, финансовые перспективы здесь такие же, как и везде.
Но оптимизм все равно берет верх.
Напоследок генеральный директор дал рецепт собственного приготовления бройлера. Посыпать солью, поперчить, добавить чутьчуть чеснока, пожарить под крышкой на сковороде. Слюнки потекут…
Попробовал. Вкусно…
Валерий БУРИЛОВ
Калининский район