О том, как ОАО «Тверской вагоностроительный завод» заканчивает нынешний год и с чем вступит в будущий, о проблемах, которые предстоит решать руководству предприятия, наш корреспондент беседует с генеральным директором Михаилом Ненюковым.
– Михаил Юрьевич, прошло сто дней, как вы возглавили завод. Чем удовлетворены, а в чем ожидания не оправдались? Какие проблемы требуют первоочередного решения?
– Для меня огромная честь руководить Тверским вагоностроительным заводом – предприятием с вековой историей, хорошо известным в России и за рубежом. Если говорить о первых достижениях, то они, безусловно, есть. Однако понятно, что многие из них являются результатом не только текущей работы, но и деятельности всего коллектива завода на протяжении прошлых лет.
Сегодня мы много внимания уделяем интеграции в мировое экономическое сообщество, максимально адаптируем производство к современным требованиям.
Внедряя систему «Бережливое производство», в цехах установили стенды с информацией об опасных участках. Кроме того, рабочие должны носить каски, защитные очки и беруши там, где это положено. Все эти требования широко известны, но до сих пор исполнялись на предприятии не всегда и не везде.
Что касается непосредственно производства, мы будем стараться за счет привлечения заказов со стороны загрузить те цеха, потенциал которых используется не полностью. Так, после завершения модернизации литейного цеха и установки в нем новой печи появится возможность в полторадва раза увеличить ассортимент и объемы выпускаемого литья. Для начала попытаемся организовать работу цеха в две смены. Однако чтобы новое оборудование окупилось в ближайшие годы, работу печи надо сделать безостановочной. Для этого нужны дополнительные заказы. И мы работаем над этим.
Среди позитивных тенденций могу отметить продолжение работы по выпуску вагонов метро. Заказ нынешнего года был увеличен на пять составов. Поэтому некоторые цеха работают напряженно. Более того, например, в тележечном цехе есть потребность в организации и трехсменной работы, но найти в Твери квалифицированных рабочих, чтобы открыть эту смену, крайне сложно, если не сказать, практически невозможно. Приходится привлекать наших рабочих сверхурочно.
Еще один очень важный для нас проект – вагоны габарита «RIC». Сейчас практически завершена работа по их международной сертификации.
– Кто является покупателем вашей продукции? Какие предпринимаются меры по повышению уровня ее конкурентоспособности, проникновению на новые рынки сбыта, контактам с новыми партнерами?
– Наш рынок сбыта – Россия и страны СНГ. Свое движение в Европу мы связываем с совместным проектом ТВЗ и компании «Siemens» по выпуску международных вагонов габарита «RIC». Мы производим для них, в частности, санитарные модули. Сегодня три наших сварщика прошли обучение и сертификацию по европейскому стандарту. Но чтобы двигаться дальше и выпускать кузова для этих вагонов непосредственно на нашем предприятии, нам необходимо иметь не менее 35 сварщиков такой квалификации. Так же, в соответствии с европейскими требованиями, мы должны сертифицировать и само производство по стандарту «IRIS». Вот эти тенденции и определяют перспективы завода.
Сегодня мы работаем и над развитием отношений с другими зарубежными партнерами, но предметно говорить об этом пока рано. Мы стараемся создать приветливое производство, понятное европейским поставщикам и отвечающее всем европейским требованиям.
К вопросу о новых рынках: сегодня европейский рынок стагнирует. Поэтому самая жесткая конкуренция и самые «большие битвы» в сфере тяжелого машиностроения ожидаются за российский рынок. Как перспективные рынки сбыта могут рассматриваться и другие страны БРИК: Бразилия, Индия и Китай, которые сейчас успешно развиваются – там продукция предприятий тяжелого машиностроения всегда найдет спрос. В Европу же мы идем вовсе не ради сбыта, а за теми технологиями, опытом и высокими требованиями к продукции, которые там есть.
На ТВЗ изучать европейские требования и стандарты по выпуску тех же вагонов «RIC» начали еще задолго до объявления о вступлении России в ВТО. Это дало заводу большое преимущество. Главное – правильно оценить и использовать проект, потому что есть возможность кооперироваться с зарубежными компаниями и выпускать вагоны «RIC» на ТВЗ в любом объеме, поставляя их на европейский рынок.
– Сегодня завод вплотную подошел к выпуску двухэтажных вагонов. На ваш взгляд, есть ли у этой продукции шанс стать массовой?
– Двухэтажный спальный вагон – это наше ноухау. В Европе используются двухэтажные вагоны, но это вагоны с местами для сидения. У нас же была задача создать спальный вагон, что и было сделано. С учетом ожидаемого пассажиропотока в направлении олимпийского Сочи мы получили заказ на 50 двухэтажных вагонов, которые должны быть изготовлены в 2013 году. Сделать подобный вагон было сложно, учитывая наши дороги, мосты и тоннели. В перспективе разработанная нами конструкция может быть использована для создания двухэтажного вагона с местами для сидения для межрегиональных перевозок. И, думаю, данная модификация будет пользоваться спросом, поскольку позволяет существенно повысить экономичность перевозок и их комфортность. При производстве таких вагонов будет использоваться современное оборудование, которое позволяет нам делать принципиально новый вид кузова. Сейчас это оборудование монтируется на арендованных заводом площадях ОАО «Центросвармаш».
– А почему на «Центросвармаше»? Своих площадей уже не хватает?
– Да, мы арендуем площади, так как нам становится тесно в рамках нашего завода. Хотя территория у ТВЗ приличная – свыше 93 гектаров. Приятно отметить, что «Центросвармаш», который, как и ТВЗ, входит в состав «Трансмашхолдинга», сегодня тоже развивается и у него немало собственных интересных заказов. Но, думаю, та схема взаимодействия «Центросвармаша» и ТВЗ, которая сейчас выстраивается, учитывает интересы обоих предприятий.
– На ТВЗ высок кадровый потенциал. Что делается для повышения его уровня? И каков социальный пакет работников предприятия?
– Кадровый вопрос – один из самых важных и первоочередных. У нас на заводе есть собственный учебный центр, лицензированный на обучение более чем по 40 специальностям. Уникальность его в том, что к процессу обучения мы привлекаем действующих сотрудников завода: технологов, конструкторов, практиков. Эти люди соответствуют самым высоким профессиональным требованиям, знают все современные тенденции производства и дают не теоретические, а практические знания.
Что касается социального пакета, то он на предприятии довольно емкий. Ежегодно завод тратит на одного работника 11 тысяч рублей. Много денег идет на медицинское обслуживание коллектива. В частности, на профилактические осмотры. Есть на ТВЗ и свой медикореабилитационный центр – едва ли не единственный в области. Он объединяет четыре здравпункта, стоматологический и гинекологический кабинеты, кабинеты функциональной и УЗИдиагностики, кабинет предрейсового медосмотра водителей, а также заводской санаторийпрофилакторий.
– Обозначились ли контуры производственной программы 2013 года? Какие вас могут ждать сюрпризы?
– Правила формирования производственной программы предстоящего года несколько отличаются от тех, по которым мы жили ранее. Впервые в 2013 году ТВЗ будет участвовать в открытых конкурсах на получение заказов. Раньше, как известно, мы получали их от одного заказчика – ОАО «Российские железные дороги» (а затем его дочерней компании «ОАО «ФПК»). А конкурс есть конкурс. В нем вполне могут принять участие зарубежные компанииконкуренты. Поэтому однозначно говорить об объемах производства в будущем году, пожалуй, преждевременно. Тем не менее, думаю, загрузка завода будет мало отличаться от загрузки 2012 года. И в первую очередь благодаря тому, что продолжим выпускать вагоны метро. Это, кстати, хороший пример диверсификации производства. Впервые за последние десять лет в нынешнем году ОАО «РЖД» перестало быть нашим основным заказчиком. Основной доход предприятие получило от выпуска вагонов метро, а не пассажирсих вагонов локомотивной тяги. Это позволило нам не только сохранить численность работников, но и говорить о дальнейшем развитии предприятия.
– Михаил Юрьевич, мы с вами беседуем в преддверии профессионального праздника…
– Да, поэтому, пользуясь случаем, хочу поздравить весь коллектив вагоностроителей с праздником. ТВЗ сегодня – всемирно известная марка, весомая частица благосостояния и престижа Российского государства. Это коллектив профессионалов, талантливых технологов, конструкторов, рабочих. Мы четко представляем стратегию развития производства, которая направлена на укрепление конкурентоспособности нашей продукции. Желаю каждому работнику здоровья, счастья и благополучия. А всем нам слаженной работы в команде и светлых перспектив.