15–16 февраля в управлении Федеральной налоговой службы по Тверской области состоялась расширенная коллегия под председательством руководителя регионального налогового управления В.А. Полежаева. В работе коллегии приняли участие главный федеральный инспектор в Тверской области Ю.Э. Стрелецкий, заместители Губернатора Тверской области А.А. Комягин и А.А. Каспржак, руководители территориальных органов федеральных органов власти. В коллегии также принял участие начальник административноконтрольного управления Федеральной налоговой службы Д.В. Наумчев.
На коллегии были подведены итоги работы налоговых органов Тверской области в 2010 году, намечены основные задачи на 2011 год, рассмотрены вопросы совершенствования налогового контроля в текущем году и администрирования имущественных налогов – как приоритетной задачи тверских налоговых органов. Обсуждены на коллегии также состояние дел и меры по дальнейшему развитию сервисов для налогоплательщиков.
Второй день коллегии прошел в форме совещаниятренинга, на котором были обсуждены вопросы налогового администрирования, в частности, организации контрольноаналитической работы.
В рамках коллегии проведены «круглые столы» по актуальным проблемам урегулирования налоговой задолженности и администрирования региональных и местных налогов. Кроме того, в качестве заключительного этапа расширенной коллегии проведено заседание рабочей группы по модернизации бизнеспроцессов налогового администрирования под председательством руководителя УФНС России по Тверской области В.А. Полежаева.
На коллегии было отмечено, что в 2010 году практически по всем видам экономической деятельности наблюдался рост валовых показателей, которому соответствуют адекватные темпы роста налоговых поступлений. На фоне преодоления кризисных явлений в экономике наблюдается стабильный рост поступлений платежей в бюджеты всех уровней. При этом следует отметить, что рост налоговых поступлений в Тверской области наблюдался и в условиях кризисного 2009 года.
Поступления в консолидированный бюджет РФ (без учета ЕСН в ФБ) за 2010 год увеличились по сравнению с 2009 годом на 14,7% и составили 37 млрд руб.
По сравнению с 2009 годом поступления в федеральный бюджет РФ увеличились на 1,4 млрд руб., или на 18,4%, и составили более 9 млрд руб.; в бюджет Тверской области поступления увеличились на 3,3 млрд руб., или на 13,5%, и составили 27,7 млрд руб.
Следует отметить, что по объему поступления налогов в консолидированный бюджет РФ Тверская область устойчиво занимает 7е место среди регионов ЦФО (без учета Москвы и Московской области) и 3е место по темпам роста налоговых платежей по сравнению с докризисным 2008 годом среди субъектов РФ, входящих в ЦФО.
Основную долю в структуре доходов 2010 года занимает НДФЛ (31%), НДС (22%) и налог на прибыль (17%). Следует отметить, что на протяжении последних лет растет доля имущественных налогов (земельного, транспортного, налога на имущество организаций и физических лиц). В истекшем году их доля составила уже 13%. А в структуре налоговых доходов регионального бюджета имущественные налоги составляют теперь почти 20%.
Управлением уделяется огромное внимание увеличению налоговой базы по имущественным налогам. Своевременность и полнота их начислений и поступлений позволяет реализовывать полномочия каждого муниципального образования и региона в целом. Следует подчеркнуть, что УФНС России по Тверской области занимает активную позицию, в том числе и по основной проблеме администрирования имущественных налогов – налаживанию качественного информационного обмена с управлением Росреестра по Тверской области, ГИБДД и другими регистрирующими органами. Продолжена работа по проведению совместных с органами местного самоуправления мероприятий по инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков. Результат – улучшается качество информационных ресурсов для начисления имущественных налогов, уменьшается количество жалоб налогоплательщиков. Кроме того, значительно расширена налоговая база, повышен уровень собираемости до 96%, наблюдается рост сумм поступивших имущественных налогов: поступления транспортного налога за последние 5 лет выросли почти в 3 раза при неизменности ставок, земельный налог в 3,3 раза, налоги на имущество организаций и физических лиц – в 1,8 раза.
Важнейшим направлением деятельности налоговых органов, влияющим на конечный результат их работы в виде дополнительно поступивших налогов в бюджет, является урегулирование налоговой задолженности. В этой части, несмотря на наличие проблем, в целом можно поставить удовлетворительную оценку. Совокупная задолженность налогоплательщиков в бюджетную систему РФ снижается ежегодно: по сравнению с 1 января 2008 года она сократилась более чем на четверть (на 27,5%), или на 3,9 млрд руб. В структуре задолженности уменьшилась недоимка, хотя незначительно на 1,7% (при росте в ЦФО на 8,7%). Сумма недоимки на 1 января 2011 года составила 2034 млн руб.
В результате принятых мер по урегулированию задолженности в 2010 году было погашено 6,5 млрд руб., из которых 4 млрд руб. – за счет применения мер принудительного взыскания. Таким образом, каждый 10й рубль поступил в бюджет после выставления требований, инкассовых поручений, возбуждения исполнительного производства, после ареста имущества с санкции прокурора в порядке 77 ст. НК РФ и в ходе процедур банкротства.
По результатам контрольной работы в 2010 году дополнительно начислено 1,6 млрд руб., из которых половина (0,8 млрд руб.) поступила в бюджет.
Основной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Их количество сократилось с 764 до 611. При уменьшении количества проверок выросла их результативность: доначисления составили 878 млн руб.; поступило в бюджет по результатам выездных налоговых проверок 457,4 млн руб. (52,1%); доначисления по результатам выездных налоговых проверок на одного сотрудника налоговых органов Тверской области составили 537 тыс. руб. Результативность выездных налоговых проверок составила 99,7%.
Контрольная работа налоговых органов строится по следующему алгоритму: анализ налоговых рисков налогоплательщика на основе использования информационноаналитических ресурсов, работа комиссий по рассмотрению налоговых рисков. Если возможности диалога исчерпаны, а анализ показывает, что у налогоплательщика высокие налоговые риски или он «засвечен» в схемах по уклонению от налогообложения – в отношении него назначается выездная налоговая проверка.
В последние годы схемы по уклонению от налогообложения носят межрегиональный характер с использованием фирмоднодневок и фиктивной миграции. У налоговых органов области накоплен опыт раскручивания межрегиональных схем, и этот опыт был востребован на федеральном уровне.
Следует отметить, что показатели контрольной работы всегда следует соотносить с показателями судебноисковой работы. Последние годы отмечены значительным улучшением качества судебноисковой работы. По сравнению с 2007 годом процент сумм налоговых споров, удовлетворенных судами в пользу налоговых органов Тверской области, вырос с 33% до 71% за 2010 год. Сумма рассмотренных судом требований осталась практически на уровне 2007 года и составила 1,2 млрд руб. Это говорит о росте качества доказательной базы при проведении контрольных мероприятий.
Одной из основных задач Федеральной налоговой службы на 2010 год, поставленной на расширенной коллегии службы, стало упрощение налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиками путем развития разнообразных электронных сервисов и широкого внедрения передовых информационных технологий. Это стратегия развития службы.
В рамках реализации этой стратегии управлением успешно решаются задачи по переводу налогоплательщиков на представление отчетности в электронном виде по ТКС и внедрению бесконтактного метода взаимодействия с налогоплательщиками. По состоянию на 1 января 2011 года 70% организаций и 65% индивидуальных предпринимателей представили отчеты по каналам связи. Для сравнения среднероссийские показатели составили соответственно 61% и 55%.
Очередным шагом навстречу налогоплательщикам стала «Интернетприемная» с 13 информационными сервисами, среди которых «Электронный налоговый секретарь», являющийся уникальным проектом, с помощью которого тверские налогоплательщики первыми в России могут виртуально посетить свою налоговую инспекцию, оценить наполняемость операционного зала и состояние электронной очереди, рассчитать максимально удобное время для своего визита в инспекцию, а также записаться на прием к налоговому инспектору. О широкой востребованности данного электронного сервиса говорит тот факт, что за период его действия (с сентября 2010 года по настоящее время) им воспользовались более 15 тысяч налогоплательщиков.
С августа 2009 года управлением реализован пилотный проект «Личный кабинет налогоплательщика», который функционирует на webсайте управления в сети Интернет. С использованием данного сервиса можно получить сведения о задолженности по имущественным налогам, а также вывести на печать платежные документы для уплаты имеющейся задолженности. За 2010 год данной услугой воспользовались более 60 тысяч налогоплательщиков, которыми были сформированы платежные документы на погашение задолженности на общую сумму более 155 млн руб.
При этом воспользоваться информационным сервисом, предоставляемым в рамках «Личного кабинета налогоплательщика», а также получить дополнительную информацию по налоговому законодательству налогоплательщики могут не только на интернетсайте управления, но и с помощью «гостевых» компьютеров и информационных киосков, установленных для налогоплательщиков в Налоговом центре, в здании управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, в УГИБДД УВД по Тверской области, а также в торговоразвлекательном комплексе «Рубин».
В настоящее время совместно с Администрацией области ведется работа по созданию Единого областного центра обработки телефонных обращений граждан – Callцентра УФНС России по Тверской области. С введением его в эксплуатацию налогоплательщик, позвонив в Callцентр из любого населенного пункта региона, сможет бесплатно и оперативно получить квалифицированный ответ специалистов Управления на любой вопрос, относящийся к компетенции налоговых органов.
Прессслужба управления Федеральной налоговой службы по Тверской области