Он установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3 и более лет. Закон вступил в действие 1 июля 2011 года.
С этого времени изъять участок стало возможно по двум признакам:
1. Ненадлежащее использование, то есть нарушение экологического равновесия и нерациональное использование участка сельхозназначения.
2. Неиспользование земель по назначению в течение 3-х лет.
Согласно первому пункту, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально. Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки. Вместо налогового ужесточения, как меры наказания за нерадивое использование земель, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственные работы.
Вторая причина изъятия земельных участков — неиспользование в течение 3 лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.
Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.
Также определён механизм изъятия земельных участков: собственник или арендатор получает уведомление, далее дело передаётся в суд. По судебному решению участки выставляются на аукцион, после которого вырученные средства возвращаются прежнему владельцу.
Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей, предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли. Закон, получивший негласное название «передела земли», нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению. А главной целью этого закона является возвращение в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром», заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается с течением времени. Несколько лет простоя для земель сельхозназначения — это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их плодородие. Есть так называемая «угроза невозврата», то есть наступление состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет накладным и экономически невыгодным процессом.
Россия практически единственная страна в мире, которая способна в большом объеме расширить площадь пахотных земель, и, в первую очередь, за счет земель, выбывших из оборота за годы реформ. Согласованные действия всех лиц, связанных с сельским хозяйством, способны дать колоссальный эффект для России.
Потенциал нашей страны в аграрной сфере сложно переоценить. Помимо крупнейшего запаса пашни, у нас сосредоточено почти 40% мировых площадей черноземов. Увеличив эффективность сельхозпроизводства, и вернув в оборот выбывшие земли, экономическое значение АПК в перспективе можно поднять до уровня, сопоставимого с сырьевым экспортом России, сообщили в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям.