На Тверском вагоностроительном заводе продолжают обучать отечественных железнодорожников
На Тверском вагоностроительном заводе (ОАО «ТВЗ» входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») на прошлой неделе завершила свой курс обучения по эксплуатации нового подвижного состава очередная группа работников российских железных дорог.
В 2008 году, когда на предприятии начали выпускать вагоны нового модельного ряда, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, при отделе профессиональной подготовки кадров Тверского вагоностроительного завода был создан Учебный центр по обучению работников эксплуатирующих и ремонтных организаций. Очевидно, что усовершенствование вагонов с точки зрения их надежности и комфортности для пассажиров и широкое использование современных технологий требуют принципиально иного подхода к эксплуатации и обслуживанию подвижного состава. В связи с этим Тверской вагоностроительный завод своевременно взял на себя, может, и не совсем свойственную ему функцию по подготовке к работе на новых вагонах специалистов эксплуатирующих и ремонтных организаций. Впрочем, несвойственной эта функция кажется только на первый взгляд: для многих европейских компаний, производящих сложное высокотехнологичное оборудование, обучение работе на нем – одно из обязательных условий договора поставки. А учитывая, что большинство железнодорожных школ и других учебных заведений, которые готовят кадры для железных дорог, вынуждены пользоваться устаревшей материальной базой, о возможности подготовить специалистов, способных грамотно использовать все преимущества современного вагона, говорить, к сожалению, не приходится. Поэтому учиться на ТВЗ сегодня охотно приезжают железнодорожники буквально со всей страны: от Калининграда до ЮжноСахалинска. С начала года обучение уже прошли три группы по 24 человека каждая. В основном это поездные электромеханики и слесариэлектрики, обслуживающие пассажирские вагоны.
– Мы проводим обучение по пяти направлениям, – рассказывает Константин Татарницев, заместитель начальника отдела профессиональной подготовки кадров ТВЗ. – Учим правильно проводить техническое обслуживание, эксплуатировать и диагностировать неисправности комплектов электрооборудования, системы кондиционирования воздуха, комплексов экологически чистых туалетов, ходовой и тормозной частей вагона, наружных автоматических дверей. Объясняем, как максимально полно использовать возможности радиокупе штабного вагона. Комплект электрооборудования современного вагона обеспечивает электроснабжение, управление работой, коммутацию и защиту всего электрооборудования пассажирского вагона. На пульт управления стекается информация о текущем состоянии всех систем вагона. Таким образом, проводник имеет возможность непосредственно с экрана пульта оперативно получать информацию о возникновении нештатных ситуаций, а поездной электромеханик – о методах их устранения.
Все это сделано для того, чтобы пассажиру в вагоне было комфортно путешествовать, а проводнику удобно работать. Однако далеко не всегда люди, обслуживающие новые пассажирские вагоны, готовы к использованию их возможностей – именно это зачастую становится главной причиной поломок. А иногда это современное оборудование и вовсе не включается. Выход один – учить специалистов поездных бригад работе на новых вагонах. И если на первых порах семинары были в основном двухдневными и строились большей частью на изучении теории, то в нынешнем году в обучении специалистовжелезнодорожников на ТВЗ преобладает практика. Это стало возможным благодаря открытию на предприятии специальной учебной площадки. Собственно, площадкой она только называется. Это цех, в котором установлены современный вагон и действующие стенды, где обучающиеся могут наглядно увидеть, как функционирует оборудование, как оно устроено. В обычной обстановке на вагоне такого не увидеть – многое скрыто под обшивкой. Кроме того, на этой площадке электромеханики и электрослесари могут не только ознакомиться с работой механизмов и узлов, но и научиться устранять искусственно смоделированные неисправности, чтобы самим не растеряться при их возникновении в пути следования и научить этому своих коллег на местах – по всей России.
С первых дней работы Учебного центра его специалисты проводят анкетирование обучающихся, выясняя, что им нравится в учебном процессе, а что нет, и что, по их мнению, стоит изменить или добавить. Опираясь именно на данные анкетирования, специалисты отдела профессиональной подготовки кадров при поддержке генерального директора ТВЗ Александра Василенко спроектировали и изготовили уникальные в своем роде стенды, на которых сейчас проводится обучение. И уже первые анкеты тех, кто обучался поновому, подтвердили актуальность такого подхода: людям нравится учиться, и многие из них отмечают, что если бы подобные площадки были внедрены в специализированных образовательных учреждениях по всей стране, качество работы самих железнодорожников и условия для пассажиров выросли бы на порядок.
Станислав ШУТОВ