Поскольку в реальности происходит как раз наоборот, и мы, в общем-то, уже привыкли на это роптать. Вот и минувшие дни ознаменовались очередным повышением цен: сначала на единый социальный проездной билет (ЕСПБ), а затем и на проезд тверитян в общественном транспорте. Но стоит ли роптать на эту вполне конкретную тему? Давайте разберемся.
ЕСПБ был введен в Тверской области в 2005 году. Тогда его полная стоимость для Твери составляла 200 рублей, для остальных муниципалитетов 110 рублей. При этом продавался он за 64 рубля, а один раз проехать в общественном транспорте можно было за 5 рублей. С тех пор полная стоимость ЕСПБ поднималась еще дважды: в 2006 году – в Твери до 250 рублей (в области до 200–240 рублей) и в 2011 году – до 390 рублей (в области до 312–374 рублей). В течение всего этого периода льготники платили за проездной все те же 64 рубля, хотя стоимость одной поездки в общественном транспорте выросла уже до 12 рублей.
Теперь, как мы знаем, решением областного правительства стоимость ЕСПБ для пассажиров повышена до 240 рублей, а одна поездка в трамвае, троллейбусе или автобусе с 2 апреля обойдется в 14 рублей. Так много ли это?
Еще прошлым летом директор тверского муниципального предприятия «ПАТП1» Алексей Голиков говорил: «По нашим расчетам, реальная цена одной поездки при условии, что стоимость ЕСПБ останется неизменной, должна составлять 28 рублей. Если же, к примеру, льготные категории граждан тоже будут ездить за деньги или за них будут выплачиваться дотации из областного бюджета в адекватном объеме, то в этом случае проезд должен стоить 16 рублей». Это, собственно, и произошло, но как бы в усредненном варианте: льготный проездной сохранили, хотя и подняв цену до двух третей от реальной цены, и «приподняли» цены на поездку, хотя, опять же, не до запрашиваемого транспортниками уровня. Все, в общем, логично и закономерно.
Скажу больше: вполне логичным и закономерным станет теперь и повышение стоимости проезда в маршрутных такси, о котором, правда, пока не говорят, но заговорят наверняка и очень скоро. Действительно, не мала ли разница в один рубль? Так что, граждане, можно морально готовиться к этому уже сейчас.
Но, опять же, нужно ли по этому поводу роптать, возмущаться и требовать обратного хода? Думаю, что нет. Думаю так хотя бы потому, что хорошо помню 90-е годы, когда общественный транспорт (в том числе и с введением массы «бесплатников») был практически похоронен. Да и сейчас трамвай скорее мертв, чем жив. И лишь автобус с троллейбусом удалось сохранить, хотя и ценой невероятных усилий.
Нужно ли нам повторение подобного? Хотим ли мы ездить на нормальном общественном транспорте?
А раз хотим, то надо платить. Платить надо, граждане.
Игорь БОГАТЫРЁВ, «Тверские ведомости»