Пригородный поезд уйдет в тупик | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Пригородный поезд уйдет в тупик

11:24

25 марта 2011

1089

Если региону не помогут сохранить доступные цены на билеты

программа реструктуризации железнодорожного транспорта длится уже без малого пять лет. В нынешнем году планируется завершить ее третий последний) этап. Являясь структурой со 100­процентным государственным участием, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) выполняет общегосударственную функцию, поэтому Минтранс придает реформированию одной из естественных монополий большое значение.

Среди положительных сторон реформы специалисты отмечают сохранение целостности и работоспособности отрасли в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, появление новых компаний и увеличение объема частных инвестиций. Все остальное – сплошной негатив. Это снижение эффективности работы железнодорожного транспорта, увеличение тарифов, опережающий рост цен на товары и услуги грузоотправителей, потеря рынка транзитных и международных перевозок.

Тем не менее реформа железнодорожного транспорта была необходима. Еще с советских времен на железных дорогах действовало так называемое перекрестное субсидирование: пассажирские перевозки являлись глубоко убыточными, но убытки эти перекрывались за счет платы за транспортировку грузов. Заниженный пассажирский тариф компенсировался завышенным грузовым. Подобное финансирование в связи с выходом многих компаний на внешние рынки должно быть прекращено. Собственно, на это и нацелена реформа РЖД: каждый должен платить за себя столько, сколько должен.

 Предполагалось, что в ведении ОАО «РЖД» останется только транспортная инфраструктура. Перевозкой грузов должна заниматься новая грузовая компания, дальнепассажирскими – соответствующая дальнепассажирская, а вот пригородные перевозки переданы субъектам РФ. И уже с 1 января, в частности, в Тверской области, пригородными сообщениями занимаются Московско­Тверская и Северо­Западная пассажирские компании. Причем на долю первой падает порядка 95 процентов общего объема пригородных перевозок.

Надо сказать, что передача полномочий произошла довольно резко и не совсем в соответствии с программой реструктуризации железнодорожного транспорта. В связи с чем и возник ряд проблем.

– Сегодня, – рассказывает заместитель начальника департамента транспорта и связи Тверской области Александр Лощенков, – в соответствии с законодательством нам действительно переданы все полномочия по организации пригородных перевозок. Однако программа структурной реформы РЖД при формировании пригородных пассажирских компаний предусматривает передачу этим компаниям всей необходимой инфраструктуры: подвижного состава, станций, платформ и так далее. Сейчас локомотивы и вагоны ОАО «РЖД» сдает в аренду этим компаниям за достаточно приличные деньги. Ситуация парадоксальная. Более того, «Московско­Тверской пригородной пассажирской компанией» на 50 процентов владеет само ОАО «РЖД» и на 50 процентов – региональный пул: Администрация Тверской области и ООО «Дельта­Транс­Инвест», занимающаяся в Московском регионе скоростными пассажирскими перевозками. Мы считаем: надо, с одной стороны, передать пригородным компаниям весь подвижной состав и снизить их издержки, а с другой – решать вопрос с обновлением этого состава. В области практически все участки, кроме главного хода Москва – Санкт­Петербург с ответвлением на Торжок, не электрифицированы. Это широтные железнодорожные ходы Кимры – Кашин в сторону Ярославля, Бологое – Сонково, Бологое – Осташков – Торопец, Торжок – Ржев – Старая Торопа и другие. Соответственно, составы на них работают на тепловозной тяге, что в разы увеличивает себестоимость перевозок. По предварительным расчетам, тариф у «Московско­Тверской пригородной пассажирской компании» должен в данном случае составлять более 40 рублей, а действует всего 12. Поэтому, с учетом арендной платы за подвижной состав, инфраструктуру, а также платы за услуги РЖД, пригородные пассажирские компании потерпят колоссальные убытки. Для нашей области это более миллиарда рублей…

По словам Александра Лощенкова, для замены подвижного состава пригородного сообщения необходимо к этому миллиарду изыскать еще 2,5 миллиарда рублей. В сумме примерно десятая часть доходов областного бюджета. Понятно, сумма неподъемная. И здесь встает вопрос об оказании поддержки области из федерального бюджета. Можно было бы принять программу, аналогичную программе по обновлению автобусного парка, которая уже доказала свою эффективность.

 Что касается поддержки компаний на первом этапе, то в решении Правительства РФ субсидии им на покрытие убытков на 2011–2013 годы предусмотрены. И соответствующие поручения Минфину и Минтрансу в этом плане даны. Средства вроде бы есть, но когда они будут доведены до адресатов, неизвестно.

– Согласно предложенной Минфином методике, – говорит Александр Лощенков, – компенсация из федерального бюджета должна выплачиваться регионам поэтапно, в течение трех лет, начиная с 50 процентов от выставляемой суммы, с постепенным снижением федеральной доли. Администрация области считает, что предложенный размер компенсации не в полной мере поможет решить проблему. Мы подготовили предложения в Минфин и будем вновь просить об увеличении процента федеральных субсидий. При этом субсидирование должно длиться не три года, как это сейчас предлагается, а пять лет с постепенным выходом на экономически обоснованный тариф и минимизацию издержек.

Недавно министр транспорта Игорь Левитин провел совещание по капитализации пригородных пассажирских компаний. На нем было признано, что, хотя пригородное сообщение входит в компетенцию региональных властей, для его развития требуется участие всех заинтересованных сторон. В этой связи были определены основные задачи. Федеральные органы исполнительной власти будут оказывать поддержку только тем субъектам РФ, которые готовы осуществлять реформирование пригородного сообщения. Региональные органы власти должны разработать соответствующие долгосрочные программы, а функция пригородных пассажирских компаний – их реализовывать. ОАО «РЖД» должна осуществить поэтапную передачу подвижного состава в уставной капитал компаний­перевозчиков и сдерживать рост тарифов на аренду и ремонт подвижного состава до его передачи в уставный капитал.

Пока вся пригородная маршрутная сеть в области сохранена. Действует 31 маршрут, ходит более 40 поездов. Но если пригородные пассажирские компании не получат поддержки из федерального бюджета, ситуация может в корне измениться. По мнению Александра Лощенкова, возможны два варианта. В первом случае произойдет резкое увеличение тарифа, и для многих пассажиров цена билета окажется неподъемной. Люди с электричек пересядут на автобусы, а убытки компаний еще более возрастут. Во втором случае, при сохранении низкого социально ориентированного тарифа, будет в значительной мере сокращена маршрутная сеть. Что, собственно, уже и произошло в ряде субъектов РФ. Пригородное сообщение останется только там, где другого транспорта нет. В целом сегодня все основные железнодорожные маршруты дублируются автобусными. Поэтому в данной ситуации областной власти было бы гораздо легче закупить новые автобусы, отремонтировать дороги и ввести новые автобусные маршруты. Пока в областной Администрации считают подобный подход неприемлемым.

Собственно, по первому варианту ситуация уже чуть было и не стала развиваться. Согласно представленным в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) Тверской области документам, экономически целесообразный тариф на перевозку в нынешнем году должен быть не менее 49 рублей за зону (зона составляет 10 километров). В этом случае от Твери до Москвы можно было бы добраться на электричке за 1000 рублей вместо нынешних 253 (при действующем тарифе в 12 рублей за зону).

– Порядка 80 процентов предлагаемого тарифа составляет оплата услуг РЖД, включающих в себя ремонт, аренду подвижного состава и прочие услуги, – рассказывает руководитель РЭК Василий Филиппов. – Причем рост стоимости этих услуг по сравнению с прошлым годом составил 75 процентов. РЭК обратилась в антимонопольную службу с вопросом, законно ли такое повышение расценок на услуги перевозчика. В конце января в Твери прошли общественные слушания, в ходе которых и представители экспертного сообщества, и железнодорожники, и представители власти объявили, что заявленные тарифы в размере 49 рублей для жителей области категорически неприемлемы. По мнению участников слушаний, пригородные железнодорожные перевозки должны оставаться доступными для населения, ведь это в первую очередь социальный вид транспорта. РЭК принято решение об установлении тарифа в размере 14 рублей за зону…

Конечно, тарифы будут расти. Инфляция существует, это вещь объективная. И не дело покрывать убытки пассажирских компаний за счет бюджета. Ведь давая кому­то одному, забирать приходится у другого. Если вести речь о социальном тарифе, то он должен увеличиваться где­то на 10–15 процентов в год. Понятно, социальный тариф будет при этом ниже экономически обоснованного. Но именно поэтапное его приближение к экономически обоснованному с одновременным снижением себестоимости перевозок позволит достигнуть баланса интересов транспортников, пассажиров и бюджета.

Станислав ШУТОВ 

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

В Тверской области девушка убила ножницами новорожденного

13:37 / 25.04.2024 34

Верхневолжье оказывает поддержку Бердянску

13:21 / 25.04.2024 63

В Твери 14 маршрутов временно изменят схему движения

13:06 / 25.04.2024 78

В Твери пройдет патриотическая акция, приуроченная к 375-летию со дня образования пожарной охраны России

12:53 / 25.04.2024 55

В Кимрах ГИБДД проводит розыск скрывшегося водителя

12:23 / 25.04.2024 114

В Вышнем Волочке подорожает проезд в автобусах

12:21 / 25.04.2024 114

В Тверской области произошел пожар в деревянном доме 

12:14 / 25.04.2024 154

Возвращение в Средневековье: «Новоторжский рубеж 2024» в Тверской области привлекает туристов

12:05 / 25.04.2024 219

Калининская АЭС вошла в тройку лидеров рейтинга цифровых ПСР-предприятий атомной отрасли

12:04 / 25.04.2024 58

Губернатор Игорь Руденя ответит на актуальные вопросы в прямом эфире телеканала «Россия 24» Тверь

11:53 / 25.04.2024 126

Администрация Твери сообщила о перекрытиях движения для транспорта, которые запланированы в апреле и мае 2024 года

11:33 / 25.04.2024 214

Количество работающих россиян вырастит за три года на 1,5 млн человек

11:22 / 25.04.2024 103

В Тверской области приведут в порядок дорогу Кашин-Власьево

10:57 / 25.04.2024 127

В Вышнем Волочке открыли памятную доску в честь бойца, погибшего на СВО

10:35 / 25.04.2024 286

Волонтеры обсудили план подготовки к «Диктанту Победы – 2024»

10:21 / 25.04.2024 106

В Твери трое фигурантов установили муляжи взрывных устройств под опорами двух мостов

10:13 / 25.04.2024 876

В Тверской области вручили государственную награду родственникам погибшего на СВО

09:27 / 25.04.2024 256

Южный ветер принесет в Тверскую область июньскую жару

09:16 / 25.04.2024 734

Транспортные полицейские в Ржеве сняли с поезда мужчину за хулиганство

09:14 / 25.04.2024 163

В РФ создают серию плавучих дронов для подрыва мостов

08:56 / 25.04.2024 173

В Твери выступил представитель самой редкой профессии

08:34 / 25.04.2024 159

В Тверской области егерь обнаружил тело мужчины

08:28 / 25.04.2024 3665

В Тверской области началась акция «Георгиевская ленточка»

21:48 / 24.04.2024 635

В Тверской области организация не выплатила зарплату 32 работникам

21:18 / 24.04.2024 1138

Около Ржева сотрудники МЧС нашли минометную мину

20:56 / 24.04.2024 335

Медучреждения Верхневолжья присоединились к Всемирной неделе иммунизации

20:18 / 24.04.2024 444

В областном центре начался ремонт тротуаров

19:42 / 24.04.2024 728

МТППК опубликовала график движения поездов в Тверской области на майские праздники

18:44 / 24.04.2024 1155

Лучшие в профориентации: в России подвели итоги Национальной премии «Россия — мои горизонты»

18:19 / 24.04.2024 296

2 года работы: гуманитарный штаб «Единой России» направил в новые регионы десятки тысяч тонн помощи

17:57 / 24.04.2024 285