Сразу же стоит напомнить прописную истину, что бюджет – основополагающий документ региона. И то, что отчет не мог не вызвать чувство оптимизма, безусловно, радует. Бросаются в глаза сразу два факта. Во-первых, Тверская область завершила финансовый год с бюджетным профицитом.
Если говорить проще, то доходы были выше расходов. А во-вторых, в 2018 году продолжена тенденция по снижению государственного долга региона, он уменьшился на 1 миллиард рублей. Ну а теперь обо всем по порядку.
Прорыв на миллиард
Без сухой арифметики итоговых цифр тут не обойтись. Как говорится, факты упрямая вещь, и лучше всего их подтверждают цифры. Итак, госдолг – еще минус миллиард рублей. А это имеет огромное значение, так как служит лучшим показателем позитивных перемен. Закрыты почти все коммерческие кредиты, а высвободившиеся средства направлены на развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы региона. Всего по сравнению с 2016 годом госдолг Тверской области снизился на 3 млрд 400 млн рублей.
Все познается в сравнении, поэтому лучше всего оглянуться в прошлое. В 2000-е годы бюджет опустился в глубокую кредитную яму. Что это значит? Деньги на программы и проекты, которые реализовывались на территории области, не были заработаны, а взяты в долг у банков под большие проценты. И выхода, похоже, никто не видел, хотя и звучало много вроде бы правильных слов. А на деле…
Комментируя особенности областного бюджета-2010 нашей газете в свое время, председатель постоянного комитета по бюджетам и налогам Законодательного собрания Константин Буевич отметил:
– В отчете постоянный комитет по бюджетам и налогам решил обратить внимание областной администрации на то, что исполнение областного бюджета по ряду направлений осуществлялось неритмично, а сам закон об областном бюджете исполнен только по двум распорядителям из 42. Кроме того, по 37 (90,2 процента) долгосрочным программам из 41 не обеспечено выполнение.
А вот оценка областного бюджета на 2012 год министра финансов Ирины Севериной. Представляя структуру бюджета, она отметила, что при его создании авторы исходили из консервативного прогноза экономического развития страны и региона. Расходная часть бюджета 2011 года – 45 миллиардов рублей. Этот показатель на 2012 год сократили на 5 миллиардов рублей, так как возможность прибегать к внешним заимствованиям ограничена. Регион на тот момент уже должен был кредиторам 16 миллиардов рублей. Кроме того, требовалось заплатить и за обслуживание долга 1,7 миллиарда (!) бюджетных денег.
Другими словами, положение семь лет назад было достаточно критическое. Тот же инвестор, изучая бюджетную политику региона, видел, что заявленные программы и проекты в регионе буксуют. И это, конечно, отпугивало. С огромным госдолгом было трудно войти и в федеральные программы.
Получалось, что регион живет одним днем, и чтото планировать было крайне трудно. Именно поэтому бюджет постоянно корректировался. Ну, вот, представьте себе, что у вас ипотека на квартиру, автомобиль взят в кредит, а когда получаете зарплату, то надо платить по счетам. Примерно с таким шлейфом долгов наш регион жил долгие годы. Когда эксперты оценивали финансовую ситуацию, то думали, что из этой ямы нам не выбраться. Плюс во всем мире была экономическая стагнация, кризис.
С приходом губернатора Игоря Рудени положение дел начало выравниваться. Одно из первых предпринятых им действий – оптимизация расходов. Строгий режим экономии, при этом, чтобы население не пострадало. Была проведена также кропотливая работа с инвесторами, где глава региона по полной использовал и личные связи. Вспомним, например, масштабную кампанию по ремонту магистральных дорог Твери в 2016-м. Помощь из столицы тогда оказалась как нельзя кстати. Так что итоги бюджетной политики 2018 года были предсказуемы. Сократился не только госдолг, но и сумма на его обслуживание. Долговая удавка скинута и можно работать в более спокойном и деловом ритме.
Добрый знак
Теперь о втором важном моменте. Не только долги в минус, но и прибыль в плюс. В 2018-м доходная часть бюджета исполнена в сумме 59 млрд 712 млн рублей, расходная – 53 млрд 505 млн рублей. Что это значит? Доходы консолидированного бюджета увеличились на 13 процентов, что в 3,5 раза больше показателей 2017 года. По темпам роста доходов Тверская область заняла 5-е (!) место в Центральном федеральном округе.
– Это свидетельствует о качественном развитии нашей региональной экономики, предприятия Тверской области работают в открытом правовом режиме. Нашим приоритетом является обеспечение высокого уровня исполнения всех национальных проектов и государственных программ в Тверской области, – отметил на заседании правительства Игорь Руденя.
Откуда такие темпы роста? Ну, во-первых, налоговые и неналоговые поступления в бюджет на 5,9 млрд превысили уровень 2017 года. И львиная доля прибавки пришлась за счет роста налога на прибыль предприятий. Более чем на 1,1 млрд рублей увеличились поступления от подоходного налога. А причиной этого стала выросшая на 9,6% зарплата работников крупных, средних и малых предприятий региона. И, наконец, значительные средства принес переход более 1100 предпринимателей на упрощенную систему налогообложения и налог на имущество организаций.
Откликов из районов на исполнение бюджета много. В позитивном ключе. Исполнительный директор ООО «Опора» Андрей Добровольцев из Андреаполя, например, считает:
– Безусловно, наблюдается позитивная динамика. Наше предприятие активно участвует в областных программах. По инвестиционным программам тоже много делается. Хотелось бы, как всегда, большего, но и то, что уже происходит, внушает оптимизм. В прошлом году у нас по программам много дорог отремонтировано, и в этом году ведутся ремонтные работы.
А ведущий администратор ГАУ ТО «МФЦ» Наталья Никифорова из поселка Рамешки отметила:
– В нынешней должности я работаю всего неделю. Однако до этого, работая в налоговой сфере, обратила внимание на то, что долги по налогам за последнее время существенно снизились. Наверняка это обстоятельство говорит в пользу правильной финансовой бюджетной политики регионального правительства. Просто как жительница поселка не могу не приветствовать усилий власти по ремонту дорог и улиц в наших Рамешках. Думаю, это добрый знак и на будущее.
Куда «ушли» деньги?
Не хочется быть банальным, но именно от главного финансового документа региона зависит наша жизнь. По каким дорогам ездим, насколько качественно медицинское образование, даже наш, так сказать, культурный досуг.
А теперь конкретно, куда и как распределялись финансы. В прошлом году 62% бюджетных средств было направлено на развитие таких приоритетных сфер, как здравоохранение, образование и социальная защита населения. Финансирование этих направлений составило порядка 33 млрд рублей. В частности, деньги были израсходованы на укрепление материально-технической базы подведомственных организаций, повышение заработной платы педагогов, создание новых мест для обеспечения односменного режима обучения в школах, строительство детской поликлиники № 2 в городе Твери, ФАПов в районах области, лекарственное обеспечение граждан, развитие санитарной авиации в регионе…
Финансирование транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области в 2018 году составило более 5,7 млрд рублей, из них 1,1 млрд рублей – поддержка муниципальных образований региона в части ремонта мостов, автодорог и дворовых территорий.
Свыше 2 млрд рублей из бюджета Тверской области было затрачено на сельское хозяйство. Средства направлялись на развитие растениеводства и животноводства в регионе, стимулирование инвестиционной деятельности, поддержку крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, молодых специалистов на селе, приобретение специализированной техники. Благодаря финансовому оздоровлению отрасли, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом в регионе на 3,1% увеличилось производство сельхозпродукции, было введено в оборот 33,3 тыс. га неиспользуемых ранее земель сельскохозяйственного назначения.
На проведение различных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в общей сложности из региональной казны было израсходовано порядка 887 млн рублей. Деньги пошли на формирование комфортной городской среды и обустройство мест отдыха, субсидии теплоснабжающим организациям, модернизацию и капитальный ремонт объектов теплоэнергетики, газификацию 18 населенных пунктов, формирование запасов топлива.
Не все, конечно, так идеально, как хотелось бы. Дело в том, что не все статьи бюджетных расходов выполнены. Если в большинстве отраслей неизрасходованные средства составляют от 2 до 5%, то в сфере ЖКХ, транспортном комплексе, промышленном производстве и торговле процент более значителен. А значит, в будущем может появиться повод для сокращения их финансирования.
Александр ВИНОГРАДОВ