В прямом смысле, по железнодорожному пути. Президент России посетил Тверской вагоностроительный завод
В масштабных цехах Тверского вагоностроительного завода готовятся к большой жизни новые поезда. Пустые каркасы наполняются «начинкой», чтобы стать, например, городским электропоездом «Иволга» или новым низкопольным трамваем «ВитязьМ». Все они, яркие, сияющие огнями, ждали 10 января высокой оценки. В этот день Президент Российской Федерации Владимир Путин прибыл на Тверской вагоностроительный завод.
В первой рабочей поездке в регионы в 2018 году Владимира Путина сопровождали полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Алексей Гордеев, губернатор Тверской области Игорь Руденя, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, президент ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев.
В предвыборный период каждое действие и даже слово президента рассматривается под мощной лупой скептицизма. Однако Путина на Тверском вагонном заводе действительно ждали. Его визит, по словам самих заводчан, – «большие надежды на стабильную работу, заказы и развитие». Когда президентский вертолет приземлился на территории ТВЗ, журналисты уже ждали на съемочных точках. Более 90 представителей российских и зарубежных СМИ («BBC», «The Washington Post», «Le Figaro», «Financial Times», «ABC News») прибыли в этот день на Тверской вагоностроительный завод. Впрочем, что именно заинтересует президента, никто не знал. А Владимир Путин с интересом осмотрел все – и «Иволгу» (поезд, предназначенный для скоростей 160 км/ч, уже более полугода курсирует по маршруту Москва-Киевская – Ново-Переделкино), и трамвай «Витязь». Да не только снаружи, но и изнутри, примерив даже место машиниста.
Теперь минутка заслуженного патриотизма. Тверские вагоны оказываются экономически выгоднее импортных аналогов, при этом не уступая лучшим мировым образцам по своим потребительским и техническим параметрам. Так, в основе трамваев «Витязь-М» – уникальная запатентованная эластичная поворотная тележка, внутри периметра которой располагается основное техническое оборудование.
И впервые в области российского трамваестроения применена технология модульных кабин. Неудивительно, что президент после осмотра техники сделал ободряющий вывод:
– Трамвай замечательный. Наверное, действительно, один из лучших образцов в мире.
Далее на территории завода состоялась встреча с рабочими. Первым, однако, спросил президент:
– Как работается у вас?
– Хорошо, спасибо, – емко ответили заводчане.
К слову, такая встреча уже проходила в 2009 году, когда Владимир Путин посещал Тверской вагонзавод в должности председателя Правительства РФ. В то время завод переживал серьезный кризис – двукратное снижение заказов. Но предприятие, пройдя сложный период развития, выстояло (об этом периоде рабочие завода рассказывают ниже). Принятые меры помогли повысить загрузку производства. Выручка предприятия в 2017 году составила 27 млрд рублей, построено 515 пассажирских вагонов, 45 багажно-почтовых вагонов, более 220 кузовов вагонов метро, более 160 кузовов трамваев и другой техники. На заводе увеличился уровень зарплаты и число сотрудников. Это стало возможным в том числе благодаря льготному налогообложению услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на период до 2030 года. И, судя по словам Владимира Путина, перспективы роста есть и в дальнейшем:
– Мы должны будем поговорить – я и губернатору обещал поговорить на этот счет, и руководителям предприятия, вашим основным акционерам – по поводу того, как будем работать над загрузкой вашего и подобных вашему предприятий в будущем.
Еще в ожидании Путина генеральный директор вагонзавода Андрей Соловей поделился с журналистами: «Просить у президента можно только одного: работать так же и в том же духе». Рабочие на встрече, действительно, первым делом поблагодарили президента за нынешнее состояние предприятия, темп задан. А уже после всем хотелось успеть задать главные вопросы. Интересовали, например, «горизонты планирования» на будущее и обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Владимир Путин рассказал, что на федеральном уровне вопросу уделяется большое внимание. Межведомственные программы обучения специалистов для промышленности предусматривают включение в работу самих производителей. Работает над решением кадрового вопроса и Правительство Тверской области.
– Всплеск загрузки вагоностроительного завода требует резкого увеличения количества сварщиков. На территории Тверской области несколько учебных заведений, которые выпускают таких специалистов. Мы практически уверены, что с нового учебного года у нас будет более масштабно запущена программа подготовки сварщиков для завода, – позже обозначил Игорь Руденя.
Тема подготовки кадров – соседка темы развития среднего профессионального образования. Платное обучение есть и будет, но и бесплатное, безусловно, сохранится, резюмировал Путин.
Для конкретно Тверского региона визит Путина ознаменовал старт масштабного проекта по строительству Западного моста в Твери, попытки построить который предпринимались уже очень давно. А теперь сам президент держит эту тему на контроле…Проектно-сметную документацию по возведению моста планируется подготовить уже в феврале этого года.
К концу беседы в заводском антураже руководитель предприятия Андрей Соловей предложил главе государства свою кандидатуру на пост доверенного лица по Тверской области во время избирательной кампании. Владимир Путин сначала поинтересовался на этот счет мнением рабочих, а когда те инициативу поддержали, дал и свое добро. 20минутная встреча с президентом завершилась общей фотографией на память. «Для потомков», – улыбались рабочие.
Андрей СОЛОВЕЙ, генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод»:
– ТВЗ – уникальное, едва ли не единственное в России предприятие по выпуску пассажирских вагонов локомотивной тяги. Сегодня мы производим более 50 моделей, на заводе работает более 6 тыс. человек. Государство и лично Владимир Путин очень помогли заводу в трудный период, в 2009 году. Тогда была оказана реальная помощь: ОАО «РЖД» выделило порядка 3 млрд рублей на закупку наших вагонов. С тех пор объем производства вырос в два раза.
Олег ЗАХАРОВ, начальник учебного цеха Тверского вагоностроительного завода:
– В 2009 году я был среди тех, кто встречался с Владимиром Путиным на заводе. Тогда я работал здесь меньше года в должности инженера-конструктора, и для меня было удивительно, что человек в такой высокой должности приезжает к нам в гости. Ситуация на заводе тогда была плачевная, мы работали по три дня. Вспоминаю свое состояние – очень переживал, правильно ли я выбрал свой жизненный путь. Та встреча в тот момент вселила в меня надежды. И действительно, завод сначала просто удерживался на плаву, а затем стал снова развиваться. Были предприняты реальные меры помощи – оперативные или среднесрочные. И теперь, когда мы в развитии, президент приехал оценить нашу продукцию, составить впечатление. А мы, конечно, все равно рассчитываем на поддержку президента в будущем.
Андрей СОКОЛОВ, сварщик контактной сварки Тверского вагоностроительного завода:
– Я тружусь на заводе уже 25 лет, прошел все – и подъем, и спад с сокращениями. Сейчас мы работаем в таком темпе, что называется, и за себя, и за того парня. Но мы довольны, потому что оплата труда достойная, а объемы производства растут, есть перспектива. Наши семьи знают, что по крайней мере до 2030 года мы имеем горизонты планирования. А когда к нам приезжал Владимир Путин в 2009 году, наше производство находилось в стагнации. Не было работы, а были большие долги. За счет поддержки государства часть долгов перед кредиторами мы сумели погасить. Также важны усилия руководства завода, которое старалось инвестировать в людей и само производство. Потихоньку мы выкарабкались, сегодня производство в плюсе.
Владислав ШОРИКОВ, президент Тверской торгово-промышленной палаты:
– На мой взгляд, важно не только то, что в самом начале года президент приехал в Тверскую область, которой он уделяет много внимания, но и интерес Владимира Путина именно к ТВЗ. Это, на мой взгляд, говорит о том, что в его следующий срок на посту главы государства российская экономика и промышленность будут развиваться еще более интенсивно.
Николай ПАШУЕВ, председатель совета руководителей предприятий при администрации города Твери, управляющий директор ООО «Тверской завод пищевого оборудования»:
– Считаю само по себе знаковым то, что первый свой рабочий визит в новом году Владимир Путин совершил именно в Тверь. На его встрече с коллективом ТВЗ была поднята и тема подготовки рабочих кадров. Президент отметил, что региону нужно активнее включаться в межведомственные программы обучения специалистов для промышленности, которые предусматривают участие самих производителей. Полностью с этим солидарен. Я за то, чтобы повсеместно внедрять и расширять различные форматы взаимодействия учебных заведений и предприятий, особенно в части производственных практик и стажировок для студентов.
Владимир СУСЛОВ, председатель облисполкома с 1987 по 1991 год, глава администрации области с 1991 по 1995 год, почетный гражданин Тверской области:
– К итогам пребывания Владимира Владимировича Путина в Твери отношусь с верой и надеждой на добрые перемены. Убежден: он поможет в решении целого ряда проблем, которые нам не осилить без федеральной власти. В 2012 году я принимал участие во встрече с президентом. Мне представилась возможность высказаться о дорожно-транспортных проблемах и обратиться с просьбой о помощи в строительстве нового моста через Волгу. Путин высказался в поддержку предложения, сразу дав соответствующие поручения министерствам. В этот приезд президент с полным знанием хода проектных и подготовительных работ по Западному мосту пообещал, что он будет. Верю, что через некоторое время это станет хорошим подарком от президента горожанам.
Андрей ДМИТРИЕВ, депутат Тверской городской думы, гендиректор ООО «Пром—Металл»:
– Если посмотреть на внутренний региональный продукт, мы увидим, что большая его доля приходится на транспортное вагоностроение. Машиностроение – это локомотив, который тащит за собой сопутствующие сферы. На Тверской вагонзавод по кооперации работают 50 тысяч человек. И внимание президента к этому предприятию, поддержка его, безусловно, положительно скажутся на жизни и города, и области, и на налоговых сборах. Радует, что вопрос подготовки рабочих кадров не остался без внимания. И решать его можно только системными методами.
Наталья КАПРАЛОВА
Фото автора и Константина БЕЖЕЦКОГО