О том, как непросто пробиться на него и что необходимо предпринять на пути к желанной цели, говорили на региональном форуме «День поставщика: открытый диалог», который состоялся 20 ноября в бизнес-центре «Тверь». Более 120 представителей малого и среднего бизнеса Верхневолжья приняли участие в форуме, организованном центром поддержки предпринимательства Тверской области при поддержке правительства региона и ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Еще в июне нынешнего года на встрече со статс-секретарем, заместителем министра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым глава региона говорил о необходимости увеличения присутствия продукции местных производителей в крупных торговых сетях. Позже, выступая перед бизнес-сообществом Тверской области, губернатор развил эту тему. В частности, Игорь Руденя уточнил:
– Малый и средний бизнес сегодня демонстрирует устойчивость в современных экономических условиях. Нас, прежде всего, интересует развитие предпринимательства в тех отраслях, которые вносят весомый вклад в экономику региона. В первую очередь это развитие и создание рабочих мест во внебюджетной сфере.
Таким образом, «День поставщика» стал логичным и последовательным шагом в процессе продвижения товаров местных производителей в крупные федеральные сети и развития предпринимательства в Тверском регионе.
Собственно, данные задачи и легли в основную повестку дня форума, которую активно обсуждали его участники.
Руководитель центра поддержки предпринимательства Ян Салюков отметил, что это первое подобное крупное мероприятие, и вкратце рассказал о деятельности своей организации:
– Наш центр проводит бесплатные тренинги и семинары для предпринимателей. Также мы оказываем на безвозмездной основе консультационные услуги по финансовому планированию, правовому обеспечению, осуществляем маркетинговое и патентно-лицензионное сопровождение, взаимодействие со средствами массовой информации. Мы надеемся, что все инструменты, которые разработаны для субъектов предпринимательства, в том числе механизмы государственной поддержки, будут способствовать успешному развитию тверского предпринимательства в целом.
Заместитель министра сельского хозяйства Тверской области Артём Мустюков выразил уверенную надежду на то, что форум станет традиционным, поскольку на таких площадках обсуждается чрезвычайно важная тема – проблемы сбыта продукции.
– Сбыт – основная цель производства, – отметил Артём Ереевич. – Рынок сегодня достаточно емкий, конкуренция большая, и мы как региональная власть должны помогать производителям входить в сети, чтобы эффективней реализовывать свою продукцию.
Далее Артём Мустюков остановился на существующих сегодня проблемных моментах во взаимоотношениях местных поставщиков с крупными торговыми сетями.
– Сети имеют определенные требования к поставкам: объем, сроки и качество – вот три главных условия. Кроме того, у федеральных сетей есть собственные распределительные центры, что, естественно, создает серьезные, часто непреодолимые барьеры на пути местных производителей. Федеральные сети оперируют огромными объемами закупок, это позволяет им держать достаточно низкую цену. Не все наши товаропроизводители могут себе позволить подобные объемы и такую ценовую политику. Чтобы найти выход из сложной ситуации, мы пытаемся договориться таким образом, чтобы местные товары шли в сеть не через распределительные центры, а непосредственно в магазины. Это позволит местным предпринимателям присутствовать в магазинах федеральной сети, но на территории Тверской области. Впрочем, уже есть прецеденты удачного решения данной проблемы, когда взаимодействие между сетью и местными поставщиками осуществляется по этой схеме. Прежде всего это касается молочной продукции и овощной группы товаров.
Директор регионального развития и специальных проектов АКОРТ Евгений Великанов поблагодарил Правительство Тверской области за активную поддержку в проведении форума и заметил, что предпринимательские традиции Верхневолжья имеют многовековые корни, поэтому заходить местным производителям на федеральный уровень нет необходимости – они уже давно занимают в этом рыночном сегменте достойное место.
– В Тверском регионе больше половины членов нашей ассоциации представлены, из них продовольственных – 10 сетей. В среднем около 10 процентов в них составляет продукция местных производителей, это очень хороший показатель по сравнению с другими регионами, – заверил Евгений Николаевич. – Конечно, каждый производитель хочет зайти в сеть, но, увы, не каждый соответствует критериям отбора. Этих критериев и факторов очень много. Я часто сравниваю: прекрасная дворовая команда, замечательные ребята, бегают, побеждают в местных соревнованиях. Но это вовсе не значит, что они (или кто-то из них) должны выступать вместо сборной команды России на чемпионате мира по футболу. Дорасти надо! Так и здесь – это нормальная конкурентная среда. Поэтому подобные форумы полезны, нужны для того, чтобы разрыхлить почву, чтобы поставщики быстрее понимали, что предпринять для развития своего производства и соответствия предъявляемым сетями требованиям. А сети, в свою очередь, могут определиться: каков потенциал предприятия, насколько интересен его продукт и, в зависимости от этого, начать работать с поставщиком.
Директор союза независимых сетей России Сергей Кузнецов заметил, что в регионах, которые находятся достаточно близко от Москвы, количество федеральных сетей постоянно увеличивается.
– Поэтому, – сформулировал основную задачу союза Сергей Алексеевич, – мы призваны помогать региональным рыночным сетям не только не затеряться, но и по возможности развиваться. Разъясняем, каким образом можно успешно существовать на этом очень высоко конкурентном рынке. Нужно понимать, что сегодня не столько сети соревнуются между собой, сколько сами производители. И мы стремимся помогать им выстраивать определенную стратегию. Если раньше можно было произвести продукцию и ее брали без проблем в условиях дефицита, можно было не заниматься глубоким продвижением, то сегодня картина совершенно другая: у нас на полках практически есть все, а дальше – это вопрос конкуренции между производителями. Поэтому наша сфера поддержки распространяется и на региональные сети, и на местных производителей товаров.
P.S. Подводя итоги форума, приведу еще одну цитату губернатора Игоря Рудени: «Обеспечивая сбыт местным предприятиям, торговля стимулирует развитие производства, малого и среднего бизнеса, способствует созданию дополнительных рабочих мест во внебюджетной сфере».
Виктор АНДРЕЕВ
Фото Александра СОЛОДКОВА