Получив счета по оплате за электрическую энергию за январь и февраль, предприятия и организации были ошарашены, увидев, что тарифы резко возросли в сравнении с 2010 годом. В Тверской области цены на электроэнергию для конечных потребителей выросли на 32,9 процента. Увеличение почти на треть окажется неподъемным для многих предприятий. Почему такое произошло? Попробуем разобраться.
Ценовая и тарифная политика в электрической и тепловой энергетике строится на основании стратегии структурных преобразований в отрасли. Идеология этих преобразований исходит из создания свободного рынка в электроэнергетике.
Но электроэнергетика – это, к примеру, не цветочные ларьки. Как говорил основатель кибернетики Норберт Винер, организация управления должна соответствовать технологическому процессу.
Затраты на электроэнергию складываются из затрат на производство (электростанции), передачу (электрические магистральные сети напряжением 220 киловольт и выше, доставляющие электроэнергию в регион), распределение электроэнергии (распределительные сети, доставляющие электроэнергию непосредственно потребителям), сбыт электроэнергии, а также затрат других предприятий и организаций (так называемых инфраструктурных), оказывающих часто искусственно создаваемые услуги основным участникам технологического процесса.
В условиях рынка, по логике рыночного механизма, каждый участник этого процесса (или, как говорят, «игрок» на рынке электроэнергии) должен получать прибыль от своего участия. Таким образом, доход «игроков» должен покрывать необходимые (или завышенные) затраты и желаемую (чем больше, тем лучше) прибыль.
Цена на электроэнергию (в рублях за киловаттчас) для конечного потребителя определяется путем сложения всех затрат и прибыли всех «игроков», деленная на количество электроэнергии. Тариф – это ценовая ставка за электроэнергию, установленная соответствующим уполномоченным государственным органом. Тарифы на федеральном уровне устанавливает Федеральная служба по тарифам, на региональном – Региональная энергетическая комиссия (РЭК).
С 1 января 2011 года цены на электроэнергию, поставляемую в регионы, стали полностью свободными. Они определяются по результатам торгов производителей и покупателей на оптовом рынке. В роли покупателей выступают гарантирующие поставщики – энергосбытовые организации, получившие право закупки электроэнергии для региона. Продавцом выступает созданный для этой цели Администратор торговой сети (АТС). В состав свободной цены, кроме затрат электростанций, входят затраты на передачу, оперативнодиспетчерское управление, затраты продавца и ряда других федеральных инфраструктурных организаций. И их затраты растут. Так, с 1 января 2011 года размер платы за услугу Администратора торговой сети увеличился в сравнении с 2009 годом в полтора раза.
По данным РЭК, тариф на электроэнергию для конечных потребителей Тверской области состоит из следующих составляющих: федеральная (покупная электроэнергия 56 процентов, оплата услуг федеральных организаций 10 процентов) и региональная составляющая (затраты плюс прибыль региональных «игроков») – 34 процента.
После заявлений президента о непомерном росте тарифов на электроэнергию принялись искать виновных и разбираться в причинах.
По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, в условиях достаточно высоких цен на электроэнергию вопрос об эффективности инвестиций, направленных на развитие отрасли, должен решаться не с помощью роста тарифов для конечных потребителей, а путем развития эффективных технологий, снижения издержек и стоимости строительства, привлечения долгосрочных кредитов в отрасль.
В Минэнерго были разработаны мероприятия по снижению конечных тарифов для потребителей. 16 марта 2011 года в федеральном выпуске «Российской газеты» опубликовано постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 1242 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии». Постановление вступило в силу с 1 января 2011 года.
Приказом РЭК Тверской области от 25 марта 2011 года № 024800ЭООнп (опубликован в газете «Тверская жизнь») установлены тарифы на электроэнергию на 2011 год. Выставленные потребителям счета по оплате электроэнергии за январь и февраль являются предварительными и будут скорректированы. Гарантирующие поставщики направили обращения в Федеральную службу по тарифам и Генеральную прокуратуру РФ с просьбой разобраться в ситуации и обеспечить применение соответствующих законодательству цен (тарифов) на территории Тверской области.
Как сработают эти документы, можно будет узнать, когда потребители получат счета за электроэнергию за март. Существует идея, что применение правительственного постановления № 1242 может привести к появлению выпадающих доходов у энергоснабжающих организаций, и поэтому их необходимо компенсировать из областного бюджета. При таком решении деньги уйдут неизвестно куда.
Современный рынок мало считается с политической конъюнктурой и будет работать и дальше по своим внутренним правилам. Так, для Тверской области покупная цена на электроэнергию в январе составила 0,954 рубля за киловаттчас, а в феврале – уже 1,164 рубля.
За последние 20 лет практически не повысилась эффективность отрасли. Оборудование изношено. Инвестиций нет. Удельный расход топлива на тепловых электростанциях не снизился. Доля электроэнергии, которая расходуется на собственные нужды электроэнергетики, снижается незначительно и составляет около 17 процентов от общего объема энергопотребления. Потери электроэнергии в электрических сетях запредельные. Например, по данным ОАО «МРСК Центра», потери в электрических сетях «Тверьэнерго» в январе 2010 года составили 42 процента, а в июле – 24 процента.
Развитие, модернизация и реконструкция объектов электроэнергетики должны осуществляться за счет амортизационных отчислений, части прибыли, направленной на развитие, кредитов. Ввиду большого износа основных фондов амортизационных отчислений практически нет, а куда они ушли ранее, неизвестно. Для использования прибыли у собственников имеются и другие, с их точки зрения, более важные направления. Кредиты надо отдавать, да еще платить приличные проценты. Гораздо проще заложить в цены и тарифы так называемую «инвестиционную составляющую», что и делается с 2009 года. По методологии надо закладывать в инвестиционную составляющую только проценты за кредит, а кредиты брать в банках. Однако включается в цены и тарифы вся сумма. Более того, планы строительства за счет инвестиционной составляющей выполняются менее чем наполовину. И, тем не менее, инвестиционная составляющая включается в цены и тарифы каждый год. На 2011–2012 годы на федеральном уровне в тарифы включена и дополнительная надбавка для обеспечения безопасной эксплуатации ГЭС и АЭС.
По мнению министра энергетики Сергея Шматко, «основная проблема лежит в принятых на уровне региона тарифных решениях, регулирующих транспорт электроэнергии в сетях распределительного комплекса». С этим мнением министра вряд ли можно согласиться, так как федеральная составляющая в конечных тарифах составляет порядка 60 процентов.
Тем не менее РЭК может и должна более тщательно подходить к анализу материалов, представляемых для назначения тарифов регулируемым организациям, и требовать подробную расшифровку статей затрат, поскольку закладываемые энергоснабжающими организациями затраты могут быть и завышены. Кроме того, требуется проверка результатов финансовохозяйственной и производственной деятельности, проверка использования инвестиционной составляющей в тарифах. Что построено в Тверской области за счет инвестиционной составляющей в 2010 году – никто ответа не дает.
На стадии расчета тарифов в РЭК потребители и общественные организации должны принимать участие в рабочих комиссиях РЭК, а также участвовать в заседаниях правления РЭК при принятии решений по установлению тарифов. Установленные тарифы должны быть прозрачны, и их расшифровка должна публиковаться в Интернете.
Как уже отмечалось, в электрических сетях допускаются большие потери электроэнергии. «Тверьэнерго» и сбытовые организации никак не могут скоординировать свои действия по их снижению. А многие, практически беззатратные мероприятия, могут дать значительный экономический эффект. До сих пор «Тверьэнерго» и «Тверьэнергосбыт» не могут разобраться, куда пропали 4 миллиарда рублей, полученные от потребителей в качестве платежей за электроэнергию.
В сфере электроэнергетики действует множество энергоснабжающих и так называемых инфраструктурных организаций. В Тверской области, кроме «Тверьэнерго», которое осуществляет подачу потребителям 75 процентов электроэнергии, действует еще порядка 50 территориальных сетевых организаций. В сбытовой сфере, кроме двух гарантирующих поставщиков ( «Тверьэнергосбыт» и «Тверьоблэнергосбыт»), действует еще 15 энергосбытов. Энергосбытовая надбавка ОАО «Тверьэнергосбыт» по решению РЭК в 2011 году в сравнении с 2009м увеличилась втрое.
Затраты инфраструктурных организаций также растут. Следует разобраться с деятельностью многочисленных субъектов электроэнергетики, расплодившихся в результате реформирования отрасли, и их ролью в энергоснабжении. Они созданы не для решения вопросов энергоснабжения, а для получения неправедных доходов любыми способами, и вносят свой «вклад» в увеличение тарифов.
Управленческий персонал в электроэнергетике на всех уровнях вырос в разы, но от этого управление не улучшилось, а ухудшилось. Возьмем для примера организацию оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике. В Тверской энергосистеме, в которую входили все тепловые станции и сети всех напряжений, эту функцию успешно выполняло подразделение в составе 15 специалистов. Затем при реформировании на базе ОАО «Тверьэнерго» было создано самостоятельное предприятие «Региональное диспетчерское управление» (РДУ). «Тверьэнерго» уже без электростанций и сетей высокого напряжения создало Центр управления сетями, что сейчас выдается как важное управленческое решение. Режимы работы сетей и электростанций Твери не координируются, потому что у каждого свои интересы, и экономически режимы станций и сетей не являются оптимальными.
На уровне ОАО «Тверьэнерго» в свое время сбытом электроэнергии занималось гдето 15 человек. Сколько сейчас занимается вопросами сбыта и учета электроэнергии, установить невозможно. И таких фактов расточительства десятки, если не сотни.
Затраты растут у всех «игроков» на рынках электроэнергии. Отсюда и крутые загогулины в ценах на электроэнергию.
При принятой идеологии управления отраслью снижения тарифов на электрическую и тепловую энергию ожидать не приходится. Определенные временные конъюнктурные решения по тарифам могут приниматься федеральными или региональными властями, но по существу это ничего не изменит. Проблема роста тарифов носит системный и комплексный характер. И преодолевать безудержный рост тарифов необходимо системно и комплексно.
Гарри ЛАМАКИН,
доцент Тверского государственного технического университета, почетный энергетик РФ