Их готовят к выпуску рабочие с высшим образованием
С 1 февраля градообразующее предприятие – ОАО «Тверской вагоностроительный завод» – действует в режиме полной рабочей занятости, сообщил генеральный директор Александр Василенко (на снимке).
В августе нынешнего года завод отметит 113 лет со дня своего основания. За это время на крупнейшем предприятии Верхневолжья было построено около 60 тысяч пассажирских и более 70 тысяч грузовых вагонов различного назначения. История ТВЗ – это история развития отечественного вагоностроения от первых двухосных товарных вагонов грузоподъемностью 750 пудов до высококомфортабельных пассажирских вагонов скоростных поездов. Сегодня Тверской вагоностроительный выпускает различные типы пассажирских вагонов: купейные, плацкартные, штабные, СВ, открытого типа, с креслами для сидения, грузовые и спецназначения, почтовобагажные и ряд других.
Мировой финансовый кризис сильно сказался на деятельности ТВЗ, как, впрочем, и на всем российском машиностроении. В 2009 году работать приходилось всего три дня в неделю. Но уже в прошлом году был достигнут положительный финансовый результат: предприятие получило чистую прибыль, выпустив 650 вагонов.
Сегодня Тверской вагоностроительный завод, по словам его генерального директора Александра Василенко, работает стабильно.
В нынешнем году планируется выпустить 440 пассажирских вагонов для основного заказчика завода – Федеральной пассажирской компании. С ОАО «РЖД» заключен договор на освоение и выпуск новых, так называемых турных моделей вагонов. Для них разработана вся необходимая документация, по которой изготовлены опытные образцы. Идет сертификация этих вагонов. К концу года этот вид подвижного состава уже начнет курсировать на российских железных дорогах. Заказ можно считать перспективным, так как потребность РЖД в подобных вагонах порядка 5 тысяч.
Небольшое количество вагонов завод традиционно поставит в 2011 году для Белорусской железной дороги. В конце прошлого года подписан договор с Казахстаном на изготовление и поставку 22 вагонов трех моделей: плацкартного, купейного и штабного. В апреле, по условиям контракта, они должны быть отправлены заказчику.
Но это текущая работа предприятия. Основной же гордостью заводчан станет выпуск нового двухэтажного вагона для Сочинской Олимпиады. Заключенный с Федеральной пассажирской компанией договор предусматривает поставку в 2013 году 50 вагонов четырех различных типов: СВ, купейного, штабного и вагонаресторана. Над проектом двухэтажного вагона ТВЗ работает уже третий год. В 2009 году первый подобный купейный вагон прошел испытания и сегодня находится на заводе в качестве хотя и действующего, но музейного экспоната. В 2009–2010 годах РЖД утвердило технические задания на двухэтажные спальные вагоны и вагонресторан. Купейный вагон имеет 64 спальных места, СВ – 30, штабной – 50. Эти вагоны пригодны для эксплуатации со скоростью
– Двухэтажные вагоны, – рассказывает главный конструктор завода Иван Ермишкин, – хороши прежде всего своей экономичностью. При приблизительно равных размерах двухэтажные вагоны могут перевозить 64 пассажира против 36 в обычном одноэтажном. То есть при меньших эксплутационных издержках окупаться они будут в два раза быстрее. Весит двухэтажный вагон 65 тонн, всего на 7 тонн больше одноэтажного. Правда, новый вагон несколько менее комфортабелен, так как потолок ниже, отсутствует багажная полка над дверью. А в остальном двухэтажный вагон мало чем отличается от традиционного. И если хорошо зарекомендуют себя в эксплуатации, возможно, в перспективе будет налажен их серийный выпуск…
В планах завода также изготовление вагонов для электропоездов. Два их макета должны быть сделаны к сентябрьской выставке. Создан на заводе и новый тип вагона для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Спроектировано шесть таких вагонов, четыре из них в декабре пройдут завершающие испытания и до конца года будут доставлены заказчику. Понятно, что спецификой такого вагона является его морозоустойчивость. Корпус способен выдержать температуры до минус 70 градусов. Достигается это благодаря особому покрытию. Вагон полностью защищен от холода специальным раствором теплоизолирующей краски, а также стеклопакетами с аргоновым наполнителем. Котел вагона способен работать как на электричестве, так и на жидком топливе, что особенно важно в условиях низких температур. В начале 2012 года пройдут испытания еще два вагона этой серии. Затем планируется собрать уже целую партию «северных» штабных, купейных и плацкартных вагонов.
Представители французской компании «Алстом» изучают возможности изготовления на тверском заводе поездов для европейского рынка. И вполне возможно, эти высокоскоростные составы будут поступать на европейские железные дороги уже с тверского конвейера. В общем, планов на ТВЗ, как говорится, громадье.
Сегодня, по утверждению Александра Василенко, Тверской вагоностроительный завод уже вышел из кризиса. Правда, вышел с большими потерями, прежде всего в численном составе. Если в 2008 году на предприятии трудилось порядка 10 тысяч человек, то сегодня коллектив завода насчитывает 7,7 тысячи. И если до кризиса выпускалось 1200 вагонов, то в 2009–2010 годах – всего по 650. Тем не менее и это уже можно считать достижением.
В последние годы на предприятии большое внимание уделялось модернизации, улучшению качества выпускаемой продукции и условий труда. Эта работа на заводе велась даже в кризис. Приобретено много уникальной техники, связанной с совершенно новыми технологиями. В частности, комплекс немецкой фирмы «GEIS» по производству панелей облицовки внутренних помещений вагонов; линия продольнопоперечной резки рулонной стали итальянской фирмы «CAMU»; линия изготовления гнутых и гофрированных профилей фирмы «PIEMME»; оборудование для механической обработки алюминиевых экструдированных профилей немецкой «EIMA»; большое количество центров для механической обработки сложных и корпусных деталей от ведущих мировых производителей.
Создано отдельное современное раскройнозаготовительное производство, оснащенное лазерными комплексами швейцарской фирмы «BISTRONIC», гибочными прессами с числовым программным управлением фирм «BISTRONIC» и «EHT», установками плазменной резки австрийской «IGM» и немецкой «MESSER». Уникальное оборудование установлено и действует в рамнокузовном цехе. Там разработаны, изготовлены и введены в эксплуатацию специальные машины контактной сварки крыш вагонов и технологическая линия по сборке и сварке боковых стен кузова фирмы «IGM». Все это и многое другое позволяет считать ТВЗ уникальным предприятием, способным решать сегодня масштабные задачи.
Реконструкция и перевооружение вывели производство на такой уровень, что без хорошего образования рабочему на предприятии трудно.
– Мы готовим рабочие кадры сами, – рассказывает директор по персоналу Борис Чернов. – Заводской отдел профессиональной подготовки имеет лицензии на обучение по 34 профессиям. Появились новые профессии: оператор лазерной установки, плазменной установки и ряд других. Увы, наши профессиональные лицеи такие кадры пока готовить не в состоянии. У завода есть базовый колледж № 6 имени Кайкова. И мы берем оттуда ребят на практику с дальнейшим трудоустройством на заводе. Из них вырастают в большинстве своем хорошие специалисты – электросварщики, слесари. Взаимодействие с колледжем очень тесное. Недавно, например, приобрели для колледжа новое современное оборудование по подготовке сварщиков. Что же касается выпускников из других колледжей машиностроительного и индустриального направления, то, увы, хороших базовых навыков у них нет…
Сегодня преддипломную практику на ТВЗ проходят 15 выпускников Брянского государственного технического университета и 11 – Тверского государственного технического университета.
На заводе работают два доктора, восемь кандидатов наук, 1800 рабочих с высшим образованием. Причем 300 работников, закончивших вузы, трудятся непосредственно на рабочих местах.
Высокая квалификация тверских вагоностроителей и хорошая техническая оснащенность завода позволяют его коллективу выполнить сегодня любой заказ по созданию новых образцов подвижного состава железных дорог и обеспечить массовый выпуск различных типов вагонов и комплектующих к ним.
Станислав ШУТОВ
Фото Юлии Смородовой