Никого не оставит равнодушным утечка газа. Каждому ясно: это опасно, меры нужно принимать кардинальные и сразу. Когда утекают финансы, опасность взрыва не столь очевидна, но она есть, только вызревает медленно. И потому правила безопасности в газовом хозяйстве и эффективности в финансовом – идентичны: постоянное наблюдение и контроль с целью своевременного обнаружения утечек и их устранение. В этом кроется залог качественной работы систем.
К сожалению, тема финансовых нарушений в Тверской области далека еще от разряда атавистических. Примеры разного калибра наблюдаются на всей протяженности региона. Однако хорошо, что они обнаруживаются. В разных направлениях по тверскому финансовопроводу с мыльной эмульсией двигаются специалисты контрольно-ревизионного управления департамента финансов, контрольно-счетной палаты ЗС, совершая остановки в тех местах, где эмульсия начинает пузыриться.
Пузыри
Какие же пузыри выявило контрольно-ревизионное управление в 2010 году? В рамках 87 ревизий и проверок и было на сумму более 2 миллиардов рублей из почти 14 миллиардов обследованных, то есть 14,9 процента. Причем этот показатель по сравнению с 2009 годом возрос почти в два раза – тревожный сигнал.
Заметную долю в нарушениях занимают случаи нецелевого и неэффективного использования денежных средств. Примером того, как деньги тратились не по назначению, могут стать Кимры, Спировский, Кувшиновский и Лихославльский районы, где более 4 миллионов рублей были направлены не на образовательные процессы, как им было положено, а на околообразовательные: выплату зарплаты поварам, подсобным рабочим, оплату за медосмотры работников и ремонт электрооборудования.
Процедура госзакупок – тема неоднозначная. Трудно найти руководителя бюджетного учреждения, который не вздыхал бы тягостно при ее упоминании. И процесс это долгий, и понятие качества из него выскочило, ориентир лишь на цену. Предполагается их улучшать (нет предела, как говорят, совершенству). Но закон никто не отменял, а значит – и его выполнение. Однако некоторые муниципальные контракты заключались без соблюдения процедуры закупок, либо аукцион проводился, но оплата производилась не по факту поставки товара, как требуется, а путем 100-процентной предоплаты. Были и случаи закупки просроченного товара, и несоблюдение сроков заключения контрактов.
Как неэффективное использование бюджетных средств можно назвать закупку книги-фотоальбома «Анна Кашинская» в количестве более 2 тысяч экземпляров на сумму около полутора миллионов. Прекрасные подарки, однако в течение года не использованные.
Подобная судьба – неиспользованность – постигла и спортивный зал, который за 8 с половиной миллионов рублей купила администрация Вышнего Волочка, а зачем – предварительно не подумала.
К финансовым нарушениям относится и снисходительность администрации Ржева, которая не начислила пени за затягивание работ на строительстве стелы «Город воинской славы», в результате чего в бюджет недопоступило около 3 миллионов рублей. А Вышний Волочек и Торжок не смогли собрать всю арендную плату, в результате минус 2 и 4 миллиона соответственно.
Кувшиновский район и Кимры не спешили вернуть в областной бюджет неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов: 877 тысяч и 84 тысячи рублей соответственно.
Как положительное можно отметить, что в течение последних лет отмечается уменьшение количества нарушений бюджетного законодательства при формировании и принятии бюджета. Однако в целом нарушений много, они разные и суммы разные. Какие-то, может, и кажутся не столь значительными, чтобы уделять им внимание, когда рядом заводятся громкие дела на десятки миллионов. Но если сегодня в прореху утекло несколько тысяч (что тоже деньги, на которые можно было бы, например, реально вывезти из города часть снежных сугробов), это предпосылки для того, что завтра туда по инерции провалятся гораздо большие капиталы. Которых нам так не хватает.
Затягивать гайки
«В ниппельном соединении утечку газа устраняют дополнительной затяжкой гайки», читаем в памятке «Техобслуживание и ремонт газобаллонного оборудования». Как идет процесс затягивания гаек на путях движения бюджетных средств?
Анатолий Бердюгин, начальник КРУ, отмечает, что в результате проверок управления устранено нарушений более чем на 200 миллионов рублей, предотвращена потеря более 4 миллионов. По материалам контрольных мероприятий возбуждено 4 уголовных дела, внесено 4 представления органами прокуратуры, 16 человек привлечено к материальной ответственности.
– Однако, – обостряет тему заместитель Губернатора Алексей Каспржак (На снимке), курирующий областные финансы, – к сожалению, в настоящее время процент устранения выявляемых контрольными органами финансовых нарушений в использовании бюджетных средств остается низким. И на это есть объективные причины. Прежде всего – законодательные. Так, например, анализ действующего законодательства и изучение судебной практики позволяет сделать вывод о том, что на уровне субъекта установить меры принуждения за нарушение невозможно – это в ведении Федерации. А позиция Минфина в этих вопросах очень лояльная: неэффективное использование бюджетных средств проходит безнаказанно (хотя сумма нарушений велика). Непонятно, как поступать с организациями, получающими субсидии из бюджетов на оказание государственных (муниципальных) услуг и не выполнившими их, причем не только по качеству, но и по количеству. Более того: в определенных объемах даже остаток субсидии им не нужно возвращать в бюджет.
И что же, остается обнаружить утечку, горестно вздохнуть и в большинстве случаев идти дальше?
– Я считаю, во-первых, необходимо проинвентаризировать действующие нормативные акты Тверской области по данному направлению на предмет соответствия федеральному законодательству и возможности применения мер принуждения при нарушении бюджетного законодательства, – вносит предложения Алексей Каспржак. – Во-вторых, считаю возможным при выделении средств областного бюджета муниципальным образованиям заключать с их главами соглашения об их ответственности в случае нецелевого, неправомерного или неэффективного использования. В-третьих, полностью поддерживаю предложение Людмилы Желтовой, руководителя контрольно-счетной палаты ЗС, о создании межведомственного координационного совета по вопросам государственного и муниципального финансового контроля в области. Эффект от координации наших действий должен быть хорошим.
Хороший эффект ожидается и от реализации первой долгосрочной целевой программы департамента финансов «Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010–2016 годы». В ней, конечно, нашлось место и для развития внешнего финансового контроля, и не только.
– Нужно устранить соблазн легкомысленно распоряжаться бюджетными средствами, – развивает мысль Алексей Каспржак. – Но из этого не следует делать выводы, что применение карательных действий к нарушителям – это самоцель контрольных органов. В своем ежегодном послании ЗС Губернатор подчеркнул повышение требований к эффективности деятельности органов власти. А значит, они должны справляться с решением новых задач и в области управления общественными финансами. Нужно искать резервы, и делать это вместе: контролерам и контролируемым.