Вторник, 10 декабря / 00:46

16+
В Тверской области появится кластер инновационного транспортного машиностроения

В Тверской области появится кластер инновационного транспортного машиностроения

В Тверской области появится кластер инновационного транспортного машиностроения

Такое решение было принято в ходе рабочей встречи главы региона Игоря Рудени с генеральным директором АО «Трансмашхолдинг» Кириллом Липой и заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым.

Более детально насущные проблемы отрасли и пути их решения представители региональной власти и ведущие промышленники обсудили на заседании комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России, которое проходило на базе Тверского вагоностроительного завода.

Якорь для кластера

Новый промышленный кластер инновационного транспортного машиностроения будет создан в Твери совместно с компанией «Трансмашхолдинг», а ОАО «Тверской вагоностроительный завод» станет его якорным предприятием. Согласно проекту, до 2024 года появится целая сеть производств: от выпуска компонентов до вагонов нового поколения для скоростных поездов. Это позволит открыть более 17,7 тыс. рабочих мест. А объем инвестиций, по предварительным оценкам, составит свыше 6,5 млрд рублей.

– Этот проект будет способствовать решению поставленной президентом Владимиром Путиным задачи по созданию в России высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора обрабатывающих производств, – отметил в рамках встречи губернатор Игорь Руденя. – Мы планируем сформировать единое научно-технологичное пространство для развития высоких технологий в отрасли. Для решения всех поставленных задач в Тверской области сформирована система мер поддержки промышленности, которая включает налоговые льготы, займы по сниженным ставкам и обеспечение необходимой инфраструктурой.

Участники встречи также обсудили благоустройство территории, где будут сосредоточены основные резиденты. А чтобы привлечь на производство квалифицированные кадры, планируется развитие жилищной и социальной инфраструктуры. А пока при Правительстве Тверской области создана рабочая группа, которая будет курировать реализацию этого масштабного проекта.

Отметим, что Тверской вагоностроительный завод был выбран в качестве ключевого предприятия в будущем кластере по объективным показателям.

– Сегодня ТВЗ – отраслевой лидер, флагман пассажирского вагоностроения не только в России, но и в мире, – подчеркнул генеральный директор «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа. – Уже в следующем году завод по численности сотрудников превзойдет исторический максимум – здесь будет работать более 10 тыс. человек. Индустрия, которая формируется вокруг ТВЗ – это партнеры, комплектаторы, кооперации, – также существенно расширится.

Тверской вагоностроительный завод всегда был и остается основой тверской экономики, локомотивом ее развития. Но главное, что в этом году на инвестиционном форуме в Сочи ТВЗ заключил уникальное соглашение с Федеральной пассажирской компанией на сумму 237 млрд рублей, обеспечив себя работой на несколько лет вперед. По договору с 2019-го по 2025 год завод построит 3730 вагонов различных типов, в том числе и двухэтажные.

И создание кластера, и крупный заказ у ТВЗ – не только важный этап в истории тверской промышленности. Все это, по мнению экспертов, в целом положительно повлияет на экономику региона: будет увеличена доходная часть бюджета, созданы новые рабочие места с достойной оплатой труда, в Тверь и районы придут крупные инвесторы. В результате улучшится дорожная и социальная инфраструктура на местах, а значит, и качество жизни людей.

За рабочими – в колледж

Региональное машиностроение сегодня, без преувеличения, выходит на новый виток развития. Для успешной работы на рынке нужны и современное оборудование, и инновационные программы, и молодые кадры.

Сегодня, по официальным данным, именно отрасль машиностроения составляет более 30% валового регионального продукта и занимает первое место в промышленном производстве по количеству сотрудников и объему налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Более 70 предприятий работают в самых разных уголках Верхневолжья: Твери и Торжке, Кимрах и Лихославле, Конаково и Нелидово, Бежецке и других районных центрах.

Транспортное машиностроение, в частности, как основа всего машиностроительного комплекса региона, также показывает устойчивый рост. За прошлый год индекс промышленного производства по отрасли составил более 155%, а за 9 месяцев текущего года объем отгруженных товаров достиг 60,3 млрд рублей.

Но вместе с развитием машиностроительной отрасли возникает вопрос: кто будет работать на современных предприятиях, в кластерах и технопарках? Уже сейчас некоторые компании привлекают на производство молодежь не только со студенческой, а даже со школьной скамьи.

– Новый машиностроительный кластер потребует новых подходов в подготовке кадров для отрасли, и искать эти подходы нужно срочно, – считает член общественной палаты Тверской области Герман Кичатов. – Что бы ни говорили о роботизации, о «безлюдных» технологиях в машиностроении, главными по-прежнему остаются квалифицированные рабочие, и их нужно все больше и больше.

Нехватка инженерно-технических специалистов сегодня особенно актуальна как на региональном, так и на федеральном уровне. Для Верхневолжья своевременным решением может стать новая – отраслевая – образовательная система, при которой колледжи будут закреплены за профильными министерствами. А руководители ведущих предприятий региона примут в подготовке кадров самое активное участие. Такой подход позволит повысить качество подготовки молодых специалистов и упростить их дальнейшее трудоустройство, считает уполномоченный по правам человека в Тверской области Надежда Егорова.

Новшество коснется и машиностроительной отрасли. Сегодня специалистов готовят в Тверском колледже им. А.Н. Коняева, Тверском государственном техническом университете. При новой системе их будущие выпускники-машиностроители уже на студенческой скамье сразу будут обеспечены рабочими местами.

Поддержка законом и рублем

В последнее время власти региона ведут целенаправленную работу, чтобы обеспечить стабильную работу промышленных предприятий и машиностроителей в частности. К сожалению, без мер государственной поддержки отрасли пока не обойтись. В течение долгого времени некоторые промышленные предприятия находились в кризисе, буквально на грани банкротства и ликвидации. Однако за последние годы компании этого сектора экономики потихоньку «расправляют плечи», решая свои проблемы и обновляясь.

О действующих и будущих мерах господдержки зашла речь в ходе заседания комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России с участием Игоря Рудени, которое состоялось на прошедшей неделе.

Так, недавно был принят закон об инновационно-промышленных парках Тверской области. А для их резидентов предусмотрен целый ряд преференций, как налоговые льготы, предоставление в аренду земельных участков без проведения торгов, субсидии из областного бюджета и др.

Одним из «первопроходцев» в регионе станет промышленный технопарк «КСК». Его площадка объединит не менее 19 резидентов, выпускающих компоненты для подвижного состава «Трансмашхолдинга». В 2020–2021 годах на формирование инфраструктуры технопарка планируется направить порядка 500 млн рублей.

Кроме того, с 1 января 2020 года вступит в силу еще один законопроект. Предприятиям-инвесторам будут предоставлены субсидии по возмещению части затрат на уплату налогов на имущество и на прибыль.

Меры поддержки специально для машиностроителей подготовил и региональный Фонд развития промышленности Тверской области. Предприятия отрасли смогут взять займ до 100 млн рублей под низкий процент, 1–5% годовых, на создание новых продуктов, внедрение новых технологий, а также организацию и модернизацию производства комплектующих изделий.

Все эти проекты заработают для промышленников уже в ближайшем будущем. Но уже сейчас есть показательные примеры, когда предприятие при поддержке региона буквально возвращалось к жизни. К примеру, Торжокский вагоностроительный завод, специализирующийся на разработке и производстве электропоездов, грузовых и специализированных вагонов локомотивной тяги. В 2016 году он был признан банкротом с задолженностью по зарплате более 80 млн рублей. Но после целенаправленной работы региональной власти в декабре 2018 года Торжокский завод обрел нового собственника – холдинг «Транспортные компоненты». А вместе с ним получил импульс к развитию. Сейчас, по словам главы региона Игоря Рудени, Торжокский завод «оживает».

Все это наглядно показывает и доказывает, что только при совместной и слаженной работе бизнеса и региональной власти возможна успешная реализация крупных инновационных проектов, развитие промышленности и экономики региона.

Ирина ТЮРИНА



349
Читайте также
Регионам выделят средства на развитие из госказны

Регионам выделят средства на развитие из госказны

 Главная особенность бюджета — максимальная прозрачность межбюджетных трансфертов

На земле не пропадешь: Год выдался в Тверской области урожайный на инвестиции

На земле не пропадешь: Год выдался в Тверской области урожайный на инвестиции

25 инвестпроектов планируется реализовать в регионе

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости