В середине марта прошло общее собрание представителей потребительских обществ Тверского облпотребсоюза. На нем рассматривались итоги работы потребительской кооперации за прошлый год и перспективы на нынешний. Основные показатели хозяйственнофинансовой деятельности кооперативных организаций имеют устойчивую тенденцию роста.
Объемы выросли во всех отраслях. Собственный капитал к предыдущему году составил 120 процентов, его доля в товарных запасах – 90 процентов. Финансовое состояние кооперативных организаций позволило направить значительные средства на обновление и совершенствование материальнотехнической базы, в прошлом году на эти цели израсходовано 178 миллионов рублей. Стоимость основных средств составила 113 процентов к уровню предыдущего года. Ежегодно растут суммы налоговых платежей, перечисляемых в бюджеты кооперативными организациями. За 2010 год налоговые отчисления составили более 300 миллионов рублей.
Беседа “» с председателем совета Тверского облпотребсоюза Валерием Тепловым началась с вопроса, какова главная обязанность потребительской кооперации области.
– Основной вид нашей деятельности – торговля товарами первой необходимости в сельской местности. До каждого населенного пункта области мы, конечно, доехать не можем, но основные села и деревни – их более четырех тысяч – обслуживаем.
– Но у вас серьезные конкуренты – федеральные, региональные торговые сети, индивидуальные предприниматели…
– Они есть только там, где хорошие дороги, накатанные пути. На бездорожье социальную миссию выполняет только потребительская кооперация.
– Магазины на колесах, или, проще говоря, автолавки, на взгляд обывателей, вряд ли приносят прибыль. Зачем вам обслуживать, грубо говоря, «медвежьи углы»?
– Потребкооперация во все времена – от царизма до социализма да и сейчас – занимала своеобразную нишу. Она была посредником между сельхозпроизводителем и государством. В советские времена косвенно, а может быть, даже напрямую выполняла задачи продовольственной безопасности. Почему? Потому что, помимо выполнения плановых заданий, колхозы и совхозы могли реализовать избытки сельскохозяйственной продукции через потребкооперацию. Было регулируемое ценообразование, понятные и логичные цены. В 1970х годах система потребительской кооперации нашей области порядка пяти с половиной тысяч тонн картофеля поставляла только на Кубу. Заготавливалась и реализовывалась и другая сельскохозяйственная продукция. Сейчас в десятки раз объемы нашей деятельности снижены. Это беда потребкооперации. Я не говорю, что прибыль наша велика, но без прибыли работать невозможно. Мы сохраняем свои позиции даже там, где предприятия розничной торговли работают с нулевой рентабельностью. Сохранилось производство, которое, к сожалению, представлено только хлебопечением. Мы выпекаем в год примерно 10 тысяч тонн хлеба. Хотя могли бы выпекать порядка 60 тысяч тонн.
– Что мешает?
– Конкуренция с гигантами хлебопечения. Мелкие производства соревноваться не могут. Затраты выше, цена выше. Это экономические реалии. Тем не менее в последнее время нас особо беспокоит черная конкуренция. По нашим сведениям, во многие районы, особенно в северозападные, завозится хлеб, срок реализации которого истек. А он под видом корма для скота продается населению. На обращения в соответствующие инстанции на данный момент мы никакого ответа не получили. Хлеб возят машинами, в том числе фурами. Для нас это большая проблема.
– А как с кадрами? Это самая большая проблема или в перечне проблем?
– К сожалению, большинство предприятий розничной торговли закрыты в прошлом году именно изза нехватки кадров. Парадоксально, но из 300 человек, проживающих в одном из населенных пунктов, не смогли найти продавца.
– Если не секрет, сколько может заработать продавец в сельском магазине?
– Средняя зарплата у нас – 11 тысяч. Реально может быть от 6 до 30–40 тысяч. В тех районах, где много приезжающих.
– Там, куда приезжают дачники, наверное, продавцов искать не надо.
– Зимние месяцы нулевые. Придется полгода подождать и потерпеть, а потом полгода плодотворно работать. Характерный район – Осташковский. Найти продавца, который будет получать минимальную зарплату полгода, а потом зарабатывать много денег, тоже сложно. К сожалению, покупательная способность нашего населения невысока. Привезти и реализовать мы можем любой товар. У нас сейчас развита служба заказа. Сформировали единую службу заказов в районах. Осуществляем кредитование населения при покупке мебели, сложной бытовой техники. Оплата по факту. Кредитование в виде отсрочки платежа до двух–трех–четырех месяцев.
– Многие на селе об этом даже не подозревают…
– Мы не афишируем это. В Весьегонском районе не только привозим готовые товары, но и забираем сложную технику в ремонт.
– Селяне, однако, сетуют, что цены у вас бывают повыше, чем у конкурентов.
– Надо понимать, что у нас и издержки высокие. Когда были глубокие снега, наша техника буквально продиралась в отдаленные населенные пункты. Возьмем такой район, как Лесной. Есть населенные пункты, где проживает по пять–шесть человек. Туда автолавка ходит даже в самых сложных условиях. На базе вездеходного армейского шасси высокой проходимости. Еще один показательный пример. В Андреаполе мы перенесли часть производства, а именно хлебопечение, в город. Почему? Дорога вроде и нормальная, но сложный рельеф, суглинки, не позволяющие весной и осенью своевременно поставлять горячий хлеб. Решение о переносе сократило издержки, повысило прибыль, сделало более удобными условия работы наших сотрудников.
– Как складываются ваши отношения с администрацией области?
– Плодотворно работаем с профильным департаментом, с заместителем Губернатора Анатолием Боченковым. Предлагается программа развития потребительской кооперации области. Три экономически удачных года – 2008–2010й – позволили увеличить собственный капитал. У нас в среднем по системе 90 процентов собственных оборотных средств. На данный момент заемными деньгами не пользуемся, хватает своих. Единственное, о чем просим, – это о поддержке наших организаций. Допустим, нам нужен участок в райцентре для строительства магазина розничной торговли. За счет него могли бы содержать три убыточных магазина в деревнях. Не секрет, что в районном центре благосостояние населения выше, чем в глубинке. Администрация области могла бы пойти нам навстречу, поскольку это не требует какихто капитальных вложений. Мы могли бы сохранить и приумножить торговую площадь и более качественно выполнять нашу задачу по социальной миссии на селе. Надеюсь, наши предложения будут реализованы в программе на 2012 год.
Второе: мы могли бы взять на себя социальную инфраструктуру фермерского хозяйства. Фермер занимается животноводством, растениеводством, а поставки удобрений, запчастей, топлива мы могли бы взять на себя. Снабдили бы всем необходимым. Причем на взаимовыгодных условиях. Мало того, мы могли бы стать в определенной мере и в определенных объемах гарантирующим потребителем продукции при условии фиксированных цен, конечно. К сожалению, изза того, что слабо развита сельская инфраструктура, стоимость наших продуктов достаточно высока. Если нам в Тверской области предлагается картофель по 23–24 рубля, то голландский картофель – 15 рублей с доставкой в розничную сеть. Департаменту по социальноэкономическому развитию села надо работать над снижением себестоимости продукции, а мы можем приложить совместные усилия, чтобы товар был востребован.
– Большой популярностью пользуются ваши ярмарки.
– Дважды проводили ярмарку в Нелидове. Мне было интересно посмотреть, насколько наша инициатива востребована населением района. Ярмарки интегрируются в жизнь города. Когда разворачивали выставочную экспозицию, торговые ряды, появилась колонна таксистов. Спрашиваю ветерана нашего кооперативного движения: зачем они приехали? Отвечает: «Будут возить посетителей, грузы, товары. Мы осуществляем доставку, но машинто немного, а народу много». Таксисты сразу просчитали и свою выгоду. Товары на ярмарках продаем с минимальной наценкой. Транспортная компенсация – и все. К сожалению, продаем только 30 процентов тверской продукции, а остальное пришлось привозить из Пскова, Смоленска, Великого Новгорода. Пришлось настраиваться аж на Новосибирск! Таковы экономические реалии.
– Финал беседы всегда должен быть на высокой ноте оптимизма.
– От имени совета облпотребсоюза выражаю огромную благодарность всему коллективу работников потребительской кооперации за их труд, заботу о населении, талант приносить людям пользу и делать добро.
Валерий МАРТОВ