Вторник, 11 декабря / 19:15

16+
Высокие горизонты малой авиации

Высокие горизонты малой авиации

8.04.11 | 10:59

Печать
Высокие горизонты малой авиации

Запланирована реконструкция взлетно­посадочной полосы в Торопце, на очереди Осташков и Весьегонск

термин «малая авиация» до сих пор официально не определен. Нет его трактовки и в словарях, в том числе специализированных. Условно МА сегодня – это самолеты с численностью экипажа и пассажиров до 19 человек и весом от 495 до 8600 кгс (кгс – килограмм силы – произведение массы самолета и силы гравитации), а также вертолеты в 495–4500 кгс и беспилотные летательные аппараты до 8600 кгс. К малой авиации, кроме воздушных судов, относятся наземная инфраструктура, региональные центры и объекты системы организации воздушного движения.

Сегодня в развитых странах малая авиация является основным типом воздушного транспорта: в ней задействовано 89 процентов всех воздушных судов. 87 процентов полетов классифицируются как полеты малой авиации. В США, к примеру, в МА работает свыше 250 тысяч самолетов и вертолетов, используется 5400 взлетно­посадочных полос и площадок. А годовой оборот достигает 50 миллиардов долларов. В России в малой авиации, увы, насчитывается пока не более 10 тысяч судов.

В Тверской области до 1995 года действовало «Тверское авиапредприятие», которое включало в себя гражданский аэропорт «Змеёво» с парком самолетов Ан­2 и вертолетов Ми­2, а также 20 аэропортов в районах – с земельными отводами, служебными постройками и объектами связи.

В 15 районах осуществлялись пассажирские авиаперевозки. На территории области размещалось 30 площадок для авиационно­химических работ. После банкротства в 1996 году авиапредприятие прекратило существование. Как следствие, использование авиации для нужд сельского хозяйства, охраны лесов от пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинских нужд, перевозки грузов и пассажиров было практически прекращено.

Но сама малая авиация в регионе свое существование не прекратила. Другое дело, сместились акценты: из государственных МА перешла в частные руки. В Тверской области МА сегодня представлена двумя авиакомпаниями: «Вертикаль­Т» и «Конверс­Авиа».

– Наше предприятие, – рассказывает руководитель ООО «Авиационная компания „Вертикаль­Т“ Владимир Скурихин (на снимке), – было образовано в 1992 году на базе Торжокского Центра боевых вылетов. Тогда мы взяли первые кредиты, закупили вертолеты и начали поиск заказов. Сейчас в компании трудится в общей сложности 500 человек. Вертолеты работают в основном в корпоративных интересах и на хозяйственные нужды страны. К сожалению, потребность в малой авиации в Тверской области пока невелика, поэтому летаем в других регионах России. Наши воздушные суда в свое время осуществляли рейсы в районах Крайнего Севера: снабжали всем необходимым отдаленные поселки Камчатки и Чукотки. Немного поработали в Пакистане. Ежегодно вылетали и вылетаем на тушение пожаров в Грецию…

Сегодня на площадке в Змеёве, где базируется „Вертикаль­Т“, „на приколе“ стоит только один вертолет. Остальные в полетах. Буквально с первых дней миротворческой миссии в Афганистане вертолеты компании поменяли место дислокации и теперь по линии ООН летают уже в небе южной республики.

– Поддерживаем армию США по импорту демократии, – шутит заместитель командира летного отряда полковник ВВС в отставке Андрей Спиридонов (на снимке на 1­й стр.). – А если серьезно, наша компания выиграла тендер и осуществляет тыловое обеспечение американских войск: завозим в основном продукты питания, обмундирование, товары первой необходимости. Все, кроме вооружения. Летать интересно первые две недели, потом надоедает. Скучно не скучно, но работа однообразная. Осложняется она трудными погодными условиями. И вылетать приходится практически ежедневно. Поэтому экипажи меняются каждые три месяца…

Но это в воздушном пространстве Афганистана. А что тверское небо?

– В настоящее время, – рассказывает помощник Губернатора Артём Егоров, курирующий областную авиацию, – вектор развития малой авиации направлен на создание необходимых условий для возрождения местных и межрегиональных авиалиний и удовлетворения спроса населения на авиационную деятельность. В рамках долгосрочной целевой программы по развитию транспортной системы Тверской области до 2017 года предусмотрены мероприятия по восстановлению наземных объектов авиационной инфраструктуры, дальнейшей модернизации радиотехнических средств связи, первоначальной подготовке пилотов­любителей. Средства, которые нужно вложить сегодня в развитие малой авиации, достаточно велики. Область такими финансовыми возможностями не обладает. Наша задача – создать комфортные условия для тех инвесторов, которые любят авиацию, знают ее, видят в ней перспективу и хотят ее развивать.

Недавно в области была создана компания „Тверьрегионавиа“. Ее учредителями стали областная Администрация в лице областного комитета по управлению имуществом. В задачи компании входит оказание содействия в выделении земельных отводов и разработка проектов инфраструктуры площадок и взлетно­посадочных полос, чтобы в дальнейшем инвестор без труда мог вкладывать в эту инфраструктуру свои средства.

По словам Артёма Егорова, на первом этапе планируется создание центрального регионального аэродрома для малой авиации, в состав которого войдут „Вертикаль­Т“, „Конверс­Авиа“, региональная структура ДОСААФ, Администрация области и инвестор.

Следующий этап – подготовка к строительству взлетно­посадочных полос для судов малой авиации в районах области. Пока эти полосы планируется разместить в трех отдаленных райцентрах, привлекательных, прежде всего, в туристическом плане: Торопце, Осташкове и Весьегонске. В Торопце инвестор уже начал реконструкцию полосы. В нынешнем году планируется открыть ее в Осташкове. А в 2012­м малые воздушные суда сможет принимать и Весьегонск. Кроме того, появился инвестор, готовый вложить средства в строительство вертолетной площадки в Торжокском районе.

Таким образом, уже в ближайшее время из Твери можно будет добраться „по воздуху“ в три отдаленных района области. Вопрос только, кто станет летать? В прежние времена – да, летали. Но вопрос с ценой билета тогда не стоял. Однако сегодня жителю того же Осташкова билет на самолет, пусть даже малый, или вертолет (что еще дороже) вряд ли будет по карману. Другое дело крупные компании. Они смогут при желании доставлять своих работников воздушным транспортом из Твери, например, в Весьегонск и обратно. Такие пожелания, кстати, уже имеются. Здесь у малой авиации есть перспектива. Тем более, областная Администрация на первых порах готова на 50 процентов дотировать авиаперевозки. Плюс туризм, при высокой организации которого малая авиация также может быть рентабельной.

Тут упомянуть необходимо и еще об одном проекте. Его Администрация области разрабатывает совместно с МЧС, и касается он организации санитарных рейсов. В соответствии с постановлением правительства, в частности, в нашей области необходимо разработать комплексную систему безопасности на участках автотрассы Москва – Санкт­Петербург и железнодорожной магистрали между двумя столицами. В данном случае МЧС взяло на себя обязательство обеспечить регион двумя вертолетами К­32 со специальным медицинским оборудованием и включить в свой штат 48 специалистов. А Администрация области – построить три вертолетных площадки: у областной клинической больницы, в Вышнем Волочке и Торжке. Но не только о безопасности основных трасс тут идет речь. Схема позволит медикам добраться до любой отдаленной точки территории максимум за 40 минут, что позволит спасти жизни многим людям.

Станислав ШУТОВ

Фото Юлии СМОРОДОВОЙ

Читайте также
Ноябрьскую инфляцию подстегнули продукты

Ноябрьскую инфляцию подстегнули продукты

В продовольственном сегменте инфляцию разогнали овощи и фрукты

Накануне. Прорыв на юго-­запад

Накануне. Прорыв на юго-­запад

Уровень газификации Тверской области планируется повысить к 2022 году до 70%

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости