Четверг, 25 апреля / 21:15

16+
Законы на страже интересов населения

Законы на страже интересов населения

21.10.11 | 11:41

Печать
Законы на страже интересов населения

Не секрет, что обслуживание потребителей – одно из наиболее слабых мест в деятельности предприятий жилищно­коммунального комплекса не только нашего региона, но и всей страны в целом. О текущей ситуации и перспективах совершенствования работы сферы ЖКХ мы беседуем с заместителем Председателя Законодательного Собрания Тверской области Ириной Блохиной и председателем постоянного комитета Законодательного Собрания по ЖКХ, строительству и тарифам Александром Тягуновым.

 

Александр Тягунов:

– Действительно, недовольство потребителей услугами ЖКХ понять можно. Многие жители области весьма негативно реагируют на увеличение тарифов, и причина этого негодования не в том, что цены действительно увеличиваются, а в том, что при росте тарифов не наблюдается улучшения качества обслуживания. Ведь если бы рост тарифов компенсировался улучшением обслуживания и ориентацией на потребителя, то население это понимало бы и относилось к росту тарифов более лояльно. К сожалению, на практике мы этого либо совсем не наблюдаем, либо это является редким исключением из существующего порядка вещей. Поэтому, безусловно, сложившаяся система взаимоотношений потребителей с производителями и поставщиками электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов нуждается в пересмотре.

– Александр Александрович, почему у нас сложилась именно такая система управления жилым фондом?

– Она начала складываться еще со времен приватизации. На смену ЖЭКам, РЭУ и им подобным организациям, бывшим, по сути, государственными, муниципальными предприятиями, пришли новые формы хозяйствования и появились новые механизмы управления жилым фондом.

Вступивший в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации определил три способа управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществами собственников жилья (ТСЖ); управление муниципальной дирекцией единого заказчика (ДЕЗ) либо акционированным ООО «ДЕЗ», а также иной частной управляющей компанией (УК). Обращает на себя внимание тот факт, что в названии значительного числа частных управляющих компаний наличествует аббревиатура «ДЕЗ».

– Какая из этих трех форм самая распространенная в нашей области?

– Лидирует, безусловно, такая хорошо нам известная форма, как управляющие компании. По статистике, сегодня под их надзором находится более 800 тысяч домов, где проживает половина граждан нашей страны. Примерно такая же пропорция характерна и для нашей области. Однако в действующей редакции Жилищного кодекса не только не приведен полный объем тех услуг, которые должны оказывать управляющие компании, но даже нет минимального требования к их работе. Отсюда и многочисленные нарекания населения не только на плохую работу управляющих компаний, но и злоупотребления. И это понятно: все крутится вокруг больших денег. Скажем, только в Санкт­Петербурге общий ущерб от деятельности управляющих компаний за прошлый год составил около шести миллиардов рублей.

– Александр Александрович, каков реальный механизм этих злоупотреблений?

– Анализ показывает, что схема злоупотреблений развивается по классическому сценарию: сначала управляющая компания практикует выставление двух­трех счетов­квитанций за одни и те же предоставленные услуги, а потом вообще объявляет себя банкротом. Появление фирм­однодневок стало возможным из­за того, что отсутствует практика страхования подобных рисков. В итоге любой гражданин может зарегистрировать на свое имя управляющую компанию и заявить, что хотел бы заняться управлением дома. Хотя у него нет для этого ни средств, ни опыта, он не может нести ответственность за техническое состояние недвижимости.

Кроме того, цивилизованному развитию рынка мешает и то, что практикуется создание застройщиками карманных управляющих компаний. Фирмы­застройщики создают их сами, и поэтому каждый приобретающий у них квартиры автоматически попадает под управление таких фирм. Для недобросовестных застройщиков это очень удобно. Ведь по закону управляющая компания должна принимать у них дом, проверять его на соответствие технической документации. Собственникам, попавшим в такую ситуацию, остается либо жаловаться, либо устранять недоделки за свой счет. При этом управляющие компании не несут ответственности ни перед властью, ни перед жителями.

– Ирина Владимировна, вопрос к вам: есть ли понимание сути проблем, о которых сказал Александр Александрович, на государственном уровне? И предпринимает ли государство какие­либо меры по искоренению этих злоупотреблений и даже прямого мошенничества?

Ирина Блохина:

– В настоящее время руководство страны принимает решительные меры по наведению надлежащего порядка в отрасли ЖКХ. В сентябре прошлого года Правительство РФ утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Серьезным шагом стали постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» и Федеральный закон № 123 от 4 июня 2011 года, внесший изменения в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. В этих нормативно­правовых актах уточнена система договорных обязательств при различных способах управления многоквартирными домами и введен запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ.

Также согласно новому законодательству четче регламентируется порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В частности, определено, что оплата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Она рассчитывается на всех потребителей, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета, пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.

О том, что вопросы реформирования сферы ЖКХ остаются важнейшими на уровне государства, говорит и то, что 4 октября в Нарьян­Маре Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Госсовета, посвященное обсуждению проблем жилищно­коммунального хозяйства. На нем шла речь о повышении ответственности управляющих организаций и усилении контроля за их деятельностью со стороны государства, в частности, в вопросах установки цен на жилищно­коммунальные услуги. В ходе заседания также прозвучали предложения изменить подходы к формированию тарифов, планируя их не на один год, а на несколько лет вперед. Для регионов, в том числе и для Тверской области, очень важно принятое на заседании решение продолжить работу программы Фонда содействия реформированию ЖКХ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и переселению из ветхого и аварийного жилья.

Александр Тягунов:

– К сказанному Ириной Владимировной хочу добавить, что теперь процедуры, установленные для собственников помещений в многоквартирном доме, распространяются и на дома­новостройки. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта с 1 января 2012 года, должны оснащаться индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

Ирина Блохина:

– Говоря о совершенствовании нормативно­правовой базы, нельзя не отметить очень важную законодательную инициативу, внесенную в Государственную Думу Председателем Законодательного Собрания Тверской области Андреем Епишиным. Он выступил с предложением внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность управляющих организаций за нарушение стандартов, обеспечивающих свободный доступ граждан к информации об основных показателях их финансово­хозяйственной деятельности. Эти стандарты были утверждены постановлением Правительства РФ, однако ответственность за их нарушение не была предусмотрена. Этой лазейкой пользуются очень многие недобросовестные компании. Так, в масштабах всей страны, по данным Минрегиона РФ, за прошлый год только десять процентов управляющих компаний раскрыли свою деятельность в соответствии со стандартами. Поэтому, в случае принятия поправок, инициированных Законодательным Собранием Тверской области, станет возможным привлечение к административной ответственности тех управляющих многоквартирными домами компаний и их руководителей, которые скрывают или предоставляют населению недостоверную информацию.

Михаил БОРОДОВ

Читайте также
В Твери обсудили создание кластера «Волжское море»

В Твери обсудили создание кластера «Волжское море»

На создание кластера направят почти 8 млрд рублей

Нефтегазовым компаниям пересмотрят налоговые преференции

Общую систему рейтингов для инвесторов разработает БРИКС

Общую систему рейтингов для инвесторов разработает БРИКС

Общая рейтинговая система поможет инвесторам работать на союзных рынках

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости