Вторник, 20 августа / 13:07

16+
Законы на страже интересов населения

Законы на страже интересов населения

21.10.11 | 11:41

Печать
Законы на страже интересов населения

Не секрет, что обслуживание потребителей – одно из наиболее слабых мест в деятельности предприятий жилищно­коммунального комплекса не только нашего региона, но и всей страны в целом. О текущей ситуации и перспективах совершенствования работы сферы ЖКХ мы беседуем с заместителем Председателя Законодательного Собрания Тверской области Ириной Блохиной и председателем постоянного комитета Законодательного Собрания по ЖКХ, строительству и тарифам Александром Тягуновым.

 

Александр Тягунов:

– Действительно, недовольство потребителей услугами ЖКХ понять можно. Многие жители области весьма негативно реагируют на увеличение тарифов, и причина этого негодования не в том, что цены действительно увеличиваются, а в том, что при росте тарифов не наблюдается улучшения качества обслуживания. Ведь если бы рост тарифов компенсировался улучшением обслуживания и ориентацией на потребителя, то население это понимало бы и относилось к росту тарифов более лояльно. К сожалению, на практике мы этого либо совсем не наблюдаем, либо это является редким исключением из существующего порядка вещей. Поэтому, безусловно, сложившаяся система взаимоотношений потребителей с производителями и поставщиками электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов нуждается в пересмотре.

– Александр Александрович, почему у нас сложилась именно такая система управления жилым фондом?

– Она начала складываться еще со времен приватизации. На смену ЖЭКам, РЭУ и им подобным организациям, бывшим, по сути, государственными, муниципальными предприятиями, пришли новые формы хозяйствования и появились новые механизмы управления жилым фондом.

Вступивший в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации определил три способа управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществами собственников жилья (ТСЖ); управление муниципальной дирекцией единого заказчика (ДЕЗ) либо акционированным ООО «ДЕЗ», а также иной частной управляющей компанией (УК). Обращает на себя внимание тот факт, что в названии значительного числа частных управляющих компаний наличествует аббревиатура «ДЕЗ».

– Какая из этих трех форм самая распространенная в нашей области?

– Лидирует, безусловно, такая хорошо нам известная форма, как управляющие компании. По статистике, сегодня под их надзором находится более 800 тысяч домов, где проживает половина граждан нашей страны. Примерно такая же пропорция характерна и для нашей области. Однако в действующей редакции Жилищного кодекса не только не приведен полный объем тех услуг, которые должны оказывать управляющие компании, но даже нет минимального требования к их работе. Отсюда и многочисленные нарекания населения не только на плохую работу управляющих компаний, но и злоупотребления. И это понятно: все крутится вокруг больших денег. Скажем, только в Санкт­Петербурге общий ущерб от деятельности управляющих компаний за прошлый год составил около шести миллиардов рублей.

– Александр Александрович, каков реальный механизм этих злоупотреблений?

– Анализ показывает, что схема злоупотреблений развивается по классическому сценарию: сначала управляющая компания практикует выставление двух­трех счетов­квитанций за одни и те же предоставленные услуги, а потом вообще объявляет себя банкротом. Появление фирм­однодневок стало возможным из­за того, что отсутствует практика страхования подобных рисков. В итоге любой гражданин может зарегистрировать на свое имя управляющую компанию и заявить, что хотел бы заняться управлением дома. Хотя у него нет для этого ни средств, ни опыта, он не может нести ответственность за техническое состояние недвижимости.

Кроме того, цивилизованному развитию рынка мешает и то, что практикуется создание застройщиками карманных управляющих компаний. Фирмы­застройщики создают их сами, и поэтому каждый приобретающий у них квартиры автоматически попадает под управление таких фирм. Для недобросовестных застройщиков это очень удобно. Ведь по закону управляющая компания должна принимать у них дом, проверять его на соответствие технической документации. Собственникам, попавшим в такую ситуацию, остается либо жаловаться, либо устранять недоделки за свой счет. При этом управляющие компании не несут ответственности ни перед властью, ни перед жителями.

– Ирина Владимировна, вопрос к вам: есть ли понимание сути проблем, о которых сказал Александр Александрович, на государственном уровне? И предпринимает ли государство какие­либо меры по искоренению этих злоупотреблений и даже прямого мошенничества?

Ирина Блохина:

– В настоящее время руководство страны принимает решительные меры по наведению надлежащего порядка в отрасли ЖКХ. В сентябре прошлого года Правительство РФ утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Серьезным шагом стали постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» и Федеральный закон № 123 от 4 июня 2011 года, внесший изменения в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. В этих нормативно­правовых актах уточнена система договорных обязательств при различных способах управления многоквартирными домами и введен запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ.

Также согласно новому законодательству четче регламентируется порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В частности, определено, что оплата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Она рассчитывается на всех потребителей, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета, пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.

О том, что вопросы реформирования сферы ЖКХ остаются важнейшими на уровне государства, говорит и то, что 4 октября в Нарьян­Маре Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Госсовета, посвященное обсуждению проблем жилищно­коммунального хозяйства. На нем шла речь о повышении ответственности управляющих организаций и усилении контроля за их деятельностью со стороны государства, в частности, в вопросах установки цен на жилищно­коммунальные услуги. В ходе заседания также прозвучали предложения изменить подходы к формированию тарифов, планируя их не на один год, а на несколько лет вперед. Для регионов, в том числе и для Тверской области, очень важно принятое на заседании решение продолжить работу программы Фонда содействия реформированию ЖКХ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов и переселению из ветхого и аварийного жилья.

Александр Тягунов:

– К сказанному Ириной Владимировной хочу добавить, что теперь процедуры, установленные для собственников помещений в многоквартирном доме, распространяются и на дома­новостройки. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта с 1 января 2012 года, должны оснащаться индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

Ирина Блохина:

– Говоря о совершенствовании нормативно­правовой базы, нельзя не отметить очень важную законодательную инициативу, внесенную в Государственную Думу Председателем Законодательного Собрания Тверской области Андреем Епишиным. Он выступил с предложением внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность управляющих организаций за нарушение стандартов, обеспечивающих свободный доступ граждан к информации об основных показателях их финансово­хозяйственной деятельности. Эти стандарты были утверждены постановлением Правительства РФ, однако ответственность за их нарушение не была предусмотрена. Этой лазейкой пользуются очень многие недобросовестные компании. Так, в масштабах всей страны, по данным Минрегиона РФ, за прошлый год только десять процентов управляющих компаний раскрыли свою деятельность в соответствии со стандартами. Поэтому, в случае принятия поправок, инициированных Законодательным Собранием Тверской области, станет возможным привлечение к административной ответственности тех управляющих многоквартирными домами компаний и их руководителей, которые скрывают или предоставляют населению недостоверную информацию.

Михаил БОРОДОВ

227
Читайте также
Количество занятых на малых и средних предприятиях сократилось

Количество занятых на малых и средних предприятиях сократилось

Динамику связывают с повышением НДС до 20%

Тверской регион вошел в ТОП-30 рейтинга инвестиционной активности

Тверской регион вошел в ТОП-30 рейтинга инвестиционной активности

В основу рейтинга положены сообщения об инвестиционных проектах

Нацпроекты как стратегия: Промышленники обсудили направления развития региона

Нацпроекты как стратегия: Промышленники обсудили направления развития региона

Прошла деловая встреча промышленников Тверской области с представителями органов власти

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости