День отца замечателен уже тем, что во всем мире его в разных странах празднуют в течение года в разные дни и месяцы много раз. Наибольшая активность выпадает на первый месяц лета – 21 и 23 числа, в первое воскресенье июня, во второе воскресенье, больше 30 государств выбрали для этого дня третье воскресенье июня. Чествуют отцов в марте и августе, сентябре и октябре, ноябре и декабре.
Россия не исключение: с 2021 года в третье воскресенье октября в нашей стране появился еще один повод поздравить мужчин с отцовством и поговорить с ними о том, как они растят своих детей. На тот момент, когда у нас официально установили этот праздник, в тверской семье Щербининых воспитывалось восемь детей, трое из них сейчас уже взрослые.
– Народ строится из каждой семьи, – говорит Евгений Щербинин. – Если их все объединить, в каком-то смысле будет маленькое отечество. И детей надо воспитывать так, чтобы они понимали, что являются частью чего-то большего – народа, государства.
Первый ребенок в семье Щербининых, Илья, родился в 2001 году. Он поступил на факультет прикладной математики и кибернетики ТвГУ, но решил взять академический отпуск, чтобы отслужить срочную службу в армии. В декабре вернется и продолжит учебу.
Через два года родился второй сын, Петр, сейчас студент третьего курса РАНХиГС.
Насте 19 лет, она мастер спорта по спортивной акробатике, первокурсница Московского университета спорта.
Учится в 11-м классе Центра образования имени Александра Атрощанка и готовится к поступлению в вуз четвертый ребенок, Прасковья. Так звали одну из бабушек Щербининых, это имя было едва ли не самым распространенным в прежние времена. Дети много времени проводили с бабушками, говорит Евгений, да и сейчас общаются. Раньше образ жизни был иным, сейчас из-за значительной разницы в интересах поколений поддерживать взаимоотношения нелегко, остается только по возможности участвовать в жизни бабушек, помогать им. Многодетная семья вместе с представителями старшего поколения жила недолго, стремилась к самостоятельности, да и бабушкам в такой большой семье довольно хлопотно.
Евгений, как и его супруга Тамара, росли в семьях, где было трое детей, а у дедушек и бабушек было по семь-восемь братьев и сестер: традиция многодетности не прерывалась.
Пятый ребенок, Аня, мастер спорта по спортивной акробатике, учится в девятом классе. Какую профессию выберет, пока не понятно, но очевидно ее тяготение к медицине.
А Маша свой путь уже, кажется, нашла: она уехала в Москву, чтобы учиться в пансионе Министерства обороны РФ. Здесь ей очень нравится, с родными встречается часто.
Ксения – кандидат в мастера спорта, и тоже по спортивной акробатике, ученица тверской гимназии №44.
Все стараются учиться хорошо, занимаются спортом, музыкой, увлекаются математикой. Родители к их образованию подходят комплексно: дети растут, и в определенный момент способны лучше воспринимать что-то одно, спустя время отдают предпочтение другому. Главное – чувствовать детей, считают родители, подстраиваться под их интересы, делать так, чтобы у них было желание учиться. Не всегда так получается, иногда приходится проявить характер, настоять на том, чтобы ребенок потрудился.
Младший, Коля, любит математику, и в первый класс пошел в 17-ю школу. Как все мальчишки, хочет быть и военным, и первооткрывателем, и изобретателем, играет на гармошке, поет в народном ансамбле, занимается спортом. Как Аня и Ксюша, учится в музыкальной школе. Через занятия музыкой все ребята так или иначе прошли.
Любят в этой семье и спорт. Илья занимался хоккеем, боксом, плаванием, парусным спортом, греблей, борьбой, по его примеру Петр тоже прошел через разные виды спорта. Прасковья несколько лет отдала фигурному катанию, Настя, Маша, Аня и Ксения – спортивной акробатике.
Общение, работа, церковь
Евгений планировал быть многодетным отцом, но что детей будет так много, не предполагал. Хотя, конечно же, каждого новорожденного в семье встречали с большой радостью. Был у них даже опыт домашних родов. Зная, что в Москве довольно популярны такие практики, супруги решили испробовать этот метод. Остановились в квартире у знакомых, приготовились к встрече с акушеркой, но из-за автомобильных пробок приехать вовремя она не смогла. Пришлось папе самому принимать роды. Следующий ребенок, Прасковья, тоже родилась дома. Но потом решили не рисковать: вероятность разного рода осложнений с возрастом мамы увеличивается.
Сейчас Тамара преподает историю в Тверском колледже культуры. Евгений служил в армии, работал в православной школе Твери, преподавал рукопашный бой. Юрист по образованию, он получил специальность каменщика, осваивал иконопись, игру на гуслях, работал рубщиком, риэлтором, экспедитором, главным инженером в колхозе. Последние без малого десять лет совмещает свою основную работу с церковной и околоцерковной деятельностью. Как сотрудник АНО «Сохранение нематериального наследия Отечества» трудится на православных выставках-ярмарках, участвует в восстановлении храмов, скитов и монастырей, устраивает фестивали, связанные в том числе с культурным наследием России. Со своей будущей женой познакомился благодаря общему увлечению традиционной культурой: его привлекали боевые искусства, ее – народная музыка, пение и танцы.
Супруги не замыкаются на своей семье, общаются с другими многодетными, встречаются с ними, в том числе в спортивных секциях, куда приводят своих ребят. У нас большой круг семей с детьми, говорит Евгений, взаимопомощь особенно важна, когда они маленькие.
– Наши все крещеные, вокруг кумовья, крестные, – рассказывает глава семейства. – Мы прихожане храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Отец Леонид Водолазский крестил наших детей, сопровождает нашу семью, молится о нас, а мы – о нем. В некоторых семьях подростки, бывает, отдаляются от церкви. У нас, слава Богу, с взрослением, наоборот, рос интерес к духовной сфере и стремление работать над собой. Можно видеть, что в последнее время повсеместно установился курс на индивидуализм. Считаю, это не очень хорошо. Конечно, человек должен проявлять себя как личность, развивать у себя лидерские качества, но следует все-таки оставаться в рамках разумного баланса индивидуализма и коллективизма. Человек хочет понимать, для чего пришел в этот мир, хочет оставить свой след. И каждому из нас дается шанс ощутить себя частью общества, реализоваться на благо общества, государства.