25 января, в День российского студенчества, губернатор Игорь Руденя провел встречу с активом тверских вузов, а 26 января обсудил вопросы развития системы профобразования на заседании правительства области.
Тему комментирует председатель ТРОО «Центр развития территорий «Волость» Александр Дылевский:
— Я застал то время, когда в старших классах школы был так называемый УПК — день, посвященный занятиям по выбранной профессии. Я учился на медбрата, и, безусловно, эти занятия были нужны, важны и очень интересны. Медбратом в будущем я не стал, но укол сделаю спокойно, перевязку тоже. Дело тут в другом. В системе среднего образования уже много лет есть проблема недостаточной профориентации школьников. Сама профориентация есть, тесты пишут, но это такой факультатив, а полноценной работы со школьниками нет. И в наше время не было. По опыту своему и своих ровесников скажу, что точно знали, кем хотят стать в будущем — считанные единицы. У меня друг решил в 8-м классе стать химиком и стал им. Но большинство даже не представляли, кем будут работать, отдаваясь воле случая, уходя в «модные» вузы и их модные в то время направления. И это ужасно. Потому что самое лучшее и плодотворное время, когда человек копит знания, учится жизни, когда у него может гореть все внутри от созвучия желания и реальности, он просто спускает в никуда. Знания не становятся базой, процесс не превращается в систему, которая поможет в будущем учиться самостоятельно всю жизнь без особых проблем. Это выброшенные несколько лет жизни, потом столько же лет на «какой-то» работе, попытки найти себя. И хорошо, если в конце-концов успешные, но ведь бывают люди, которые так и не понимают, кто они и чем хотят заниматься. И я уверен, что эта колоссальная брешь начинается в семье и школе, когда ребенка не учат перспективному мышлению, оставляя его навеки в «здесь и сейчас». Поэтому возвращение УПК в школы — это хороший признак того, что подростки, мечтающие стать блогерами и зарабатывать миллионы, научились хотя бы условно банальному монтажу, фотоделу, навыкам оператора и сценариста, выучили слово «работа», без которой этих миллионов никогда не будет.
«Мы помним, как в советское время работали учебно-производственные комбинаты, где ученики старших классов получали профессию, которая в дальнейшем позволяла им трудоустроиться, – сказал Игорь Руденя.
В Тверской области создано 10 производственно-образовательных кластеров для совместной работы колледжей, вузов и предприятий.
В 2021 году в Тверской области стартуют «Школьный бюджет» – программа поддержки школьных инициатив и проект по обучению старшеклассников рабочим профессиям.