25 января, в День российского студенчества, губернатор Игорь Руденя провел встречу с активом тверских вузов, а 26 января обсудил вопросы развития системы профобразования на заседании правительства области.
Тему комментирует десятиклассник Андрей Васильев, ученик 10 класса школы № 55 г. Тверь:
— Готовы ли мы освоить в школе азы профессии? Не то слово: мы этого хотим. Иногда мне кажется, что школа существует отдельно, а наше будущее – отдельно. Обычно нам говорят: «самое главное – сдать ЕГЭ». Как будто, «отстрелявшись» на экзаменах, мы ставим точку. Но ведь ЕГЭ – это только начало. И мы должны знать, чем нам потом придется заниматься. Не в общих чертах, а наглядно, изнутри. Мечта ведь: не «сдать экзамены и поступить хоть куда-нибудь», а «найти свое дело, к которому лежит душа, и быть там среди лучших». Думаю, это очень грустно, когда люди забрасывают диплом в шкаф, потому что работа оказалась не такой, как они представляли. Потому я считаю, что с основами профессий в школе должны знакомить класса с пятого-шестого, а в 9-10 классе хорошо бы ввести полноценный «профориентационный день». Я, например, думаю о поступлении на специальность «ветеринарно-санитарная экспертиза», как вариант – фармацевтика. И если б появилась возможность раз в неделю вместо школьных занятий ходить в лабораторию, аптеку или в ветклинику ( в которой, может, я потом и работать останусь), на практике изучать тонкости этих профессий и твердо определиться с направлением – я бы был просто счастлив. А вот одиннадцатый класс лучше оставить на интенсивную подготовку к экзаменам. По опыту старших товарищей знаю: здесь больше ни до чего. Да и все уже решено, будущая профессия выбрана. Какую прикладную профессию я бы хотел получить в школе? А успею? Я ведь ее заканчиваю в следующем году. В идеале мне пригодились бы «корочки» лаборанта, ассистента ветеринара или младшего медбрата. Но вряд ли их могут дать в школе, наверное, это уже уровень студента-первокурсника как минимум. Хотя начальные навыки медпомощи – вещь нужная. Я бы охотно сдал вместе с ЕГЭ экзамен на водительские права, на право управлять спецтехникой – трактором там, вездеходом и т.д. Родители рассказывали, что, когда они заканчивали школу, это было возможно. От специальности маляра-штукатура, плотника-столяра или сантехника тоже бы не отказался: что бы ни происходило в мире, здания и постройки всегда будут нуждаться в ремонте.
«Мы помним, как в советское время работали учебно-производственные комбинаты, где ученики старших классов получали профессию, которая в дальнейшем позволяла им трудоустроиться, – сказал Игорь Руденя.
В Тверской области создано 10 производственно-образовательных кластеров для совместной работы колледжей, вузов и предприятий. В 2021 году в Тверской области стартуют «Школьный бюджет» – программа поддержки школьных инициатив и проект по обучению старшеклассников рабочим профессиям.