Вторник, 18 декабря / 15:49

16+
Бюджетники на пороге перемен

Бюджетники на пороге перемен

22.04.11 | 12:05

Печать
Бюджетники на пороге перемен

В соответствии с Федеральным законом №  83 от 8 мая 2010 года все бюджетные учреждения должны определиться, какими они должны стать в ближайшем будущем: либо казенными (работать по смете, как и сейчас), либо бюджетными, либо автономными.

Пока большого оживления при выборе путей развития в бюджетных учреждениях Тверской области не наблюдается. Учредители и руководители учреждений заняли выжидательную позицию. Уйти в «автономию“ у них уже была возможность: соответствующий закон принят четыре года назад. Однако в нашем регионе на 1 января 2011 года действовало лишь два автономных учреждения областного уровня. Почему? И в чем преимущества нововведений? Об этом “» попросила рассказать заместителя Губернатора Тверской области Алексея Каспржака.

– Алексей Анатольевич, не раз приходилось слышать, что 83­й закон называют законом новых возможностей. Откуда же такая инертность у бюджетных учреждений? Тем более что уже к 1 января 2012 года каждый обязан определиться со своим статусом.

– Для начала стоит вспомнить о том, откуда взялась сама идея 83­го закона. Она родилась из понимания того, что государственные, муниципальные услуги оказываются плохо, не на должном уровне. Можно, конечно, все учреждения перевести в казенные и работать как раньше, по­прежнему устраивать порки для нерадивых и выставлять напоказ лучших. Лучшие, безусловно, есть, но реально качественная услуга доступна сегодня, как правило, для тех, у кого есть определенные связи и возможности. И подобное расслоение будет только увеличиваться.

83­й закон определяет наличие полномочий по управлению на уровне того или иного учреждения. Появится возможность самостоятельно что­то сделать, заниматься внебюджетной деятельностью, самостоятельно управлять бюджетом. Принцип самостоятельности – ключевой для бюджетного и автономного учреждений. Здесь работает достаточно простая экономическая формула: чем ближе место принятия решения к месту предоставления услуги, тем качественнее будет эта услуга. При этом, конечно, нельзя забывать о таком факторе, как конкуренция. Скептики считают, что достойных управленцев будет найти крайне сложно. Мол, люди привыкли к спокойной жизни и к самостоятельным решениям уже не способны.

Вы знаете, у Александра Градского есть песня, где звучат замечательные строки: «Времена не выбирают, в них живут и умирают. Нет большей пошлости на свете, нежли клянчить и пенять, будто можно те на эти, как на рынке, поменять…» Никто не выбирает время, в которое живет, а оно диктует свои условия. В свою очередь, органы государственной власти готовы также создать условия, чтобы переход к новым формам бюджетной деятельности прошел как можно более безболезненно. Безусловно, кто­то из руководителей может не справиться, ошибаться, возможна ситуация, когда придется вмешаться извне, чтобы исправить положение дел в каком­либо учреждении. Без определенной доли риска тут не обойтись. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но не деградировать же из­за боязни нововведений? Важно вовремя правильно сориентироваться, привыкать к самостоятельности.

– От скептиков также порой можно услышать, что 83­й закон – это для государства способ сэкономить деньги на бюджетных услугах.

– Уверен, что можно говорить лишь об увеличении объема финансирования. Мы собираемся перейти на новые стандарты оказания услуг в здравоохранении, общем образовании и в других сферах, прекрасно понимая, что все это потребует определенных затрат. Для решивших идти по пути перемен сметное финансирование заменят субсидией на выполнение государственного задания. Учредитель (орган власти) определит в госзадании объем и качество услуг, бесплатно оказываемых населению за счет средств бюджета, организует контроль за выполнением задания. Кстати, наш регион разрабатывал проект закона о переходном периоде по 83­му закону. В частности, он предполагает, что на первоначальном этапе не будет корректировки объема субсидий, даже если учреждение не сможет достигнуть количественных и качественных показателей. Это даст время грамотно выстроить свою работу.

Другой вопрос, что к тем, кто не проявит инициативу, клиент или пациент могут просто не прийти, особенно в густонаселенном пункте. И тогда возникнет опасность поглощения. Например, если в одной школе перенабор учащихся, а в соседней пустуют парты, то перед управлением образования города может стать вопрос относительно объединения этих учреждений под крышей сильного управленца.

Главными противниками этой реформы, к сожалению, являются сами работники бюджетной сферы. По большому счету, они ведь ни за что не отвечали, контролируя себя изнутри. Теперь ситуация изменится, так как появится внешний контроль. Кто его будет осуществлять? Да само население, голосуя ногами за ту или иную услугу. Зато бюджетникам, давно не повышавшим свою квалификацию или повышавшим ее формально, будет о чем задуматься. К примеру, учителю, использующему на уроке конспект десятилетней давности.

– Можете сказать конкретнее, какой бюджетной организации какой статус желательно было бы предпочесть?

– С казенными учреждениями все просто. Сюда нужно отнести тех, кто реализует государственные полномочия. Например, архивы, центры занятости населения.

– Музеи…

– Нет, ведь это очень хороший инструмент для развития экономики региона. Музеи существуют не для какой­то отдельной группы людей со специфическим интересом, а для всех. Они имеют возможность проявить себя в самостоятельной деятельности, поэтому вполне вписались бы в рамки автономного учреждения. Впрочем, каждый будет решать сам. До сих пор, например, ведутся переговоры о том, что архивы могли бы стать бюджетными учреждениями в силу того, что у них есть направление внебюджетной деятельности. Бюджетными учреждениями должны стать вузы, школы, больницы. Им нельзя отказывать в бюджетном развитии, самостоятельности. Иначе через некоторое время станет заметно, что услуги этих учреждений проигрывают по сравнению с другими регионами. Со временем, думаю, разницы между автономными и бюджетными учреждениями не будет. Автономные учреждения создаются тогда, когда зона ответственности государства, так сказать, пограничная, поэтому у их руководства больше самостоятельности в принятии решений.  

Из уже созданных могу назвать «Центр современного искусства», который будет располагаться в здании речного вокзала. У Центра есть государственное задание, которое отцифровано количеством посетителей и мероприятий, структурой выставочной деятельности. Госзадание, таким образом, представлено в цифрах, и мы понимаем, за что платим.

– На кого будет возложен контроль за всеми происходящими нововведениями?

– Теперь этим займутся и отраслевые департаменты, а не только департамент финансов. Они должны будут разработать нормативы стоимости услуг, выполнение госзадания станет зоной их ответственности в рамках ведомственных целевых программ. Показатели каждой отрасли будут складываться из суммы показателей каждого подведомственного учреждения. Более прозрачными и наглядными станут все недочеты и просчеты. Появится некий способ оценки уровня управления отраслей, которого до сих пор практически не было.

– И все­таки некий мандраж, опаска у руководителей бюджетных предприятий перед введением 83­го закона сегодня явно присутствуют. Что бы вы им могли посоветовать лично, исходя из своего опыта?

– Ну, во­первых, внимательно прочитать этот закон. Уже не раз имел повод убедиться, что те, кто выражает свое негативное отношение к нововведениям вообще, плохо представляют себе, о чем идет речь. Стоило бы также пообщаться с теми людьми, своими же коллегами, которые более информированы и давно ждут перемен. Поверьте, бюджетной самостоятельности хочет каждый сильный руководитель любого учреждения. Давайте возьмем социальную сферу, например, вопросы питания детей, престарелых, больных. При централизованной закупке хлеба в эти учреждения из областного центра в район продукт может быть доставлен черствым, а из мяса, вполне возможно, поступит замороженная китайская говядина. А ведь при наличии свободы действий толковый руководитель смог бы приобрести горячий хлеб у местного производителя, а у аграриев – парное мясо. Причем, за те же самые деньги. Как говорят, почувствуйте разницу.

Александр ХОХЛОВ

Читайте также
Депутаты внесли изменения в бюджет Твери на 2018 год

Депутаты внесли изменения в бюджет Твери на 2018 год

Состоялось внеочередное заседание Тверской городской Думы

Почему хотят объединиться Вышний Волочек и Вышневолоцкий район?

Почему хотят объединиться Вышний Волочек и Вышневолоцкий район?

Объединение муниципальных образований – дело для Верхневолжья не новое

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости