Пятница, 21 сентября / 20:16

16+
Известия. ВЦИОМ зафиксировал рекордное доверие к выборам

Известия. ВЦИОМ зафиксировал рекордное доверие к выборам

Известия. ВЦИОМ зафиксировал рекордное доверие к выборам

88 процентов россиян считают результаты голосования объективными

Большинство россиян доверяют результатам прошедших президентских выборов. 60% доверяют результатам выборов полностью, 28% не исключают, что были мелкие нарушения, не повлиявшие на их итог. Только 7% отнеслись к выборам без доверия. Еще 5% затруднились ответить. Такие данные в своем последнем исследовании приводит ВЦИОМ («Известия» ознакомились с цифрами). 

Эксперты полагают, что рекордное доверие к выборам – результат системности и стабильности, заложенных в последние 18 лет. Именно на них ориентируется значительная часть электората. А соответствие прогнозов с официальными данными говорит о высоком уровне организации всей президентской кампании.

По итогам прошедших президентских выборов социологи зафиксировали максимальный показатель доверия к их результатам за все время измерений – 60%. В 2004 и 2008 годах цифра была ниже – 53%. В 2012 году – 44%. При этом шесть лет назад было больше и тех, кто не доверял результатам выборов, – 14%. Сейчас таких вдвое меньше – 7%.

В ходе избирательной кампании первое место оставалось за кандидатом и действующим главой государства Владимиром Путиным. По прогнозу ВЦИОМа за несколько дней до выборов, за президента были готовы голосовать от 69% до 73% граждан. Уже в день выборов по данным экзитпола — 73,9%. По итогам выборов, по данным ЦИК, Владимир Путин набрал 76,7% голосов.

Второе место на протяжении кампании удерживал кандидат от КПРФ Павел Грудинин (КПРФ). По прогнозу социологов за него готовы были отдать голоса от 10% до 14% избирателей. Экзитпол в день выборов показал 11,2%. Официальный результат Павла Грудинина – 11,8%.

Владимир Жириновский (ЛДПР), согласно прогнозам, набирал от 8% до 12% голосов. По результатам экзитпола – 6,7%. По данным ЦИК, результат либерал­-демократа – 5,7%.

Итоговые цифры по явке, заявили «Известиям» во ВЦИОМе, также соответствуют прогнозам. За неделю до голосования она составляла от 63% до 67%. В день голосования экзитпол показал 63,7%. 19 марта ЦИК дала официальную цифру – 67,5%.

Руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМа Юлия Баскакова отметила, что для прогнозирования результатов выборов ВЦИОМ использовал несколько методик. 

Социологи опирались на данные опросов общественного мнения, данные рынка электоральных прогнозов, а также на прогнозы самих россиян. Так, социологи спрашивали респондентов, какой процент их знакомых проголосует за каждого из кандидатов.

– Самый точный прогноз касался результата Владимира Путина и был получен по данным телефонного опроса, а результат Павла Грудинина – по обобщенному прогнозу, который дали сами респонденты, – пояснила социолог. – Наименее предсказуемым оказался результат Владимира Жириновского – ниже очень скептичных ожиданий участников рынка электоральных прогнозов.

Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков отметил, что высокий уровень доверия граждан говорит об аналогичном уровне организации и прозрачности выборов. Было зафиксировано минимальное количество нарушений на местах, а международные наблюдатели положительно оценили ход голосования и отметили высокий уровень явки.

– Фактическое соответствие явки и результатов голосования с данными социологических исследований говорит о том, что люди не скрывают, за кого они готовы проголосовать, – пояснил Дмитрий Егорченков.
Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов отметил, что рекордное доверие к выборам – результат системности и стабильности, заложенных в последние 18 лет. Именно на них ориентируется значительная часть электората.

– Речь идет о нежелании перемен, понимании многих плюсов и минусов работающей системы, уровне демонстрируемых внешних угроз и готовности обеспечивать определенный уровень безопасности, – уточнил он.

Эксперт также отметил, что улучшилась точность прогнозов.

– Формат кампании и повестки был однолинейным, и в агитационном плане в том числе. Основной упор делался на фоново­-информационный контекст, то есть резких, радикальных изменений не было. Большинство кандидатов отрабатывало кампанию в рамках традиционных технологий и подходов, – пояснил он.

Политконсультант Дмитрий Фетисов полагает, что электоральная социология была и остается эффективным рабочим инструментом при изучении общественного мнения в ходе избирательной кампании. И прошедшие выборы это в очередной раз подтвердили.

– Процент явки и голосов за кандидатов практически совпал с той социологией, которую озвучивал ВЦИОМ с поправкой на неопределившихся. Правда, далеко не все политики умеют работать с социологией и правильно ее анализировать. Из­-за чего порой и создается миф о неэффективности социологии, когда ее воспринимают как элемент манипуляции общественным сознанием, – полагает эксперт.

Опрос «ВЦИОМ­-Спутник» проводился с 12 по 17 марта 2018 года. В нем приняли участие 6 тыс. человек. Социологи общались с ними по телефону.
Ангелина ГАЛАНИНА
Фото Артёма КОРОТАЕВА

Читайте также
Избирательной комиссией Тверской области подписан итоговый протокол выборов

24 Центра содействия семейному воспитанию планируют создать в Тверской области

24 Центра содействия семейному воспитанию планируют создать в Тверской области

11 сентября основным вопросом заседания правительства Тверской области, которое провел губернатор...

Игорь Руденя о сертификации гостиниц региона

Игорь Руденя о сертификации гостиниц региона

Игорь Руденя ответил на вопросы представителей СМИ

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости