Суббота, 20 октября / 19:50

16+
«Корни» и «крона» тверского муниципального самоуправления

«Корни» и «крона» тверского муниципального самоуправления

23.12.13 | 10:25

Печать
«Корни» и «крона» тверского муниципального самоуправления

В современных условиях  главным фактором  успешного  развития   Твери является сильная муниципальная власть: демократическая, честная, умная, профессиональная, культурная, интеллигентная, чувствительная, заботливая, деловитая. Её главная  обязанность  - создать оптимальный механизм  городского административно-общественного самоуправления и использовать его с максимальной эффективностью.
Механизм самоуправления Твери  -  это  весьма разветвлённая древовидная структура, состоящая из множества разнообразных и определённым образом «сцепленных» между собой вертикальных и горизонтальных («сетевых») управленческих отношений, связей, функций и технологий, образующих «корни» и «крону» единой многоуровневой системы  самоуправления. «Корни» этой системы  -  в районах, особенно  -  в деятельности первичных органов общественного самоуправления: ТОСов, ТСЖ, ЖСК, Советов домов, других инициативных органов  общественного самоуправления, созданных и  по отдельным территориям района,  и по интересам жителей. «Крона»  муниципального самоуправления   —  деятельность  Тверской городской Думы,  Администрации Твери, различных,  прежде всего  -  социально-гуманитарных, городских  общественных организаций, постепенно объединяющихся на солидарной основе в Тверской городской открытый Союз общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении, «Восхождение». Непременными  участниками местного самоуправления выступают управляющие (обслуживающие) компании, ресурсоснабжающие организации, а также другие предприятия, организации и учреждения, находящиеся в Твери, вне зависимости от используемых ими форм собственности  и   их ведомственного подчинения.
    Очевидно, «корни» и «крона»  муниципального   самоуправления  не могут существовать друг без друга. Поэтому они вынуждены взаимодействовать, заботиться друг о друге, помогать друг другу, стараться создавать друг  другу наиболее благоприятные для своего функционирования и развития условия. Причём, первичными и непременно доминирующими   всегда  являются  «корни», ибо только  благодаря им,  только для них и за их  счёт  создаётся  «крона». Так должно быть!
Однако в   отечественной социально-управленческой истории   весьма часто  органы более высокого уровня работали преимущественно только  на себя и заботу об органах управления более низкого уровня  не считали первостепенной. В такой ситуации органы управления более низкого уровня    работали преимущественно на органы управления более высокого уровня, а их обязательная забота о потребностях,  интересах населения переносилась на второй план и даже  не всегда реализовывалась. Созданная таким образом  порочная система управления  преимущественно удовлетворяла лишь  собственные потребности и интересы, переставала  саморазвиваться, становилась слабой   и превращалась в псевдосистему управления. Такое  управление неизбежно деградирует и становится опасным для общества. Именно это и произошло в СССР. Потому что его система управления не была саморазвивающейся.
   Какие же практические выводы из нашей печальной отечественной истории  можно и нужно сделать для того, чтобы  местная власть  в Твери стала  и  всегда оставалась сильной? На этот вопрос отвечает современная теория социального управления.
   Во-первых, следует внести изменения во внешнюю структуру деятельности района: перестать рассматривать районное звено  только как элемент системы муниципального самоуправления, лишь  как подразделение Администрации    города,    как   её     безынициативный, молчаливый, послушный     исполнительный механизм, действующий  в весьма ограниченной  двухмерной связи «начальник-подчинённый». Ибо  это   —  главная ошибка   Администрации Твери.  При таком подходе нарушается системность самоуправления. Оно не может быть  оптимальным и поэтому эффективным. Связь «Администрация города  -  Администрация района» должна быть значительно шире, богаче. Районы должны не только выполнять команды городской Администрации, но и иметь реальную возможность самостоятельно принимать и выполнять собственные творческие решения. Они  обязаны   разрабатывать собственные  стратегии  функционирования и развития района, безусловно, согласованные  с городскими. Причём, в зависимости от конкретной ситуации,  первичными могут быть или  районные, или городские стратегические идеи, их внутренние или внешние стратегические линии. Но в любом случае отсутствие стратегии неизбежно приведёт к тому, что все принимаемые решения будут укладываться в схему «тришкиного кафтана».
   Во-вторых, следует внести изменения и во внутреннюю  структуру   деятельности района, предполагающую  саморазвитие районного самоуправления буквально «на автопилоте»  на основе  двух самостоятельных, органично взаимодействующих и взаимно стимулирующих органов самоуправления с непересекающимися  функциями: органа административного самоуправления  -  Администрации района и органа  общественного самоуправления  -  Районного Общественного Совета. Причём, они должны рассматриваться не как две «головы» районного самоуправления, а как два полушария единого, целостного районного «головного мозга». В этой системе самоуправления Администрация района, назначенная Администрацией города, обеспечивает прямую и обратную связи  района с органами муниципального, регионального и федерального управления, осуществляет мониторинг районной ситуации, выполняет по отношению к органам  и участникам общественного самоуправления  некоторые контрольные (надзорные) функции, оказывает им  определённую помощь.  Районный Общественный Совет избирается ТОСами, ТСЖ, ЖСК, Советами домов, другими районными общественными организациями. Его предназначение  -  забота о качественном предоставлении населению жилищных и    коммунальных услуг,  различных  удобств для проживания. Деятельность Администрации района и Районного Общественного Совета осуществляется на основе федерального и регионального законодательства, в соответствии с решениями Тверской городской Думы, Администрации Твери и в соответствии со специальным Соглашением. Примечательно, что такой системе районного самоуправления присуща  крайне полезная особенность: не снижается актуальность  контроля общества над властью, но снижается его острота, ибо контрольная деятельность становится взаимной, облегчённой и полностью реализуемой.  Вследствие того, что оба органа местного самоуправления, действующие на основе совместно разработанного и взаимно приемлемого Соглашения, невольно  вынуждены контролировать друг друга. Таким образом, весь процесс  административно-общественнного самоуправления в районе осуществляется под новым девизом «Союз общества и власти!». На отдельных же территориях района преимущественно действует девиз «Вся власть ТОСам!».
   Думается, что  предлагаемые меры  -  лишь  первые  необходимые шаги на пути создания сильной городской власти. Для разработки  и участия в реализации научно-обоснованной «Концепции развития  муниципального  самоуправления в Твери» представляется необходимым  проведение общегородского совещания специалистов-управленцев  с целью создания «Тверской городской Ассоциации теоретиков и практиков местного самоуправления».

Георгий Комарницкий, профессор, председатель Тверского городского отркытого Союза общественных объединений и граждан, участвующих в местном самоуправлении

                                                        

Читайте также
К 2035 году в Твери должно жить 500 тысяч человек

К 2035 году в Твери должно жить 500 тысяч человек

В Твери обсуждают проект Стратегии развития города

Контакты. Сверили часы

Контакты. Сверили часы

Рабочая встреча подтвердила: взаимодействие Законодательного собрания и общественной палаты укрепляется...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости