Четверг, 18 октября / 03:20

16+
Нужна оптимальная модель. В Тверской области идет реорганизация городских и сельских поселений

Нужна оптимальная модель. В Тверской области идет реорганизация городских и сельских поселений

16.08.17 | 10:45

Печать
Нужна оптимальная модель. В Тверской области идет реорганизация городских и сельских поселений

Об оптимизации сельских поселений в Тверской области, о создании городских округов и современных тенденциях реформирования системы муниципальной власти рассказывает председатель постоянного комитета Законодательного собрания по государственному устройству и местному самоуправлению Александр КЛИНОВСКИЙ.

– Александр Эдуардович, в числе большого количества законов, которые проходят через ваш комитет, регулярно рассматриваются вопросы объединения небольших сельских поселений в более крупные муниципальные образования. Каково ваше отношение к этому процессу?

– Определяющим для нас является мнение населения. Это инициатива органов местного самоуправления, инициатива депутатов, инициатива жителей отдельных поселений. Именно по этой причине депутаты Законодательного собрания поддерживают данные преобразования. Существует уже отработанная и проверенная на практике схема, по которой готовятся законопроекты о преобразовании муниципальных образований путем объединения сельских поселений и создания вновь образованного сельского поселения.

– Какова процедура рассмотрения вопросов  оптимизации?

– Прежде всего, необходимо внести ясность по одному очень важному вопросу: то, что мы называем укрупнением, объединением или оптимизацией, происходит по инициативе самих жителей тех деревень и поселков, которые считают необходимым пойти на такой шаг. То есть это не административный приказ сверху, не волевое вмешательство в деятельность органов местного самоуправления. Никакого давления, никакого принуждения – сельским поселениям предоставлено полное право самостоятельно принимать подобные решения на сходах граждан. Затем это решение утверждается представительным органом местного самоуправления, то есть собранием депутатов. Такова норма существующего законодательства, и мы ее обязаны исполнять.

– Как поселения аргументируют необходимость  объединения?

– Не секрет, что в Тверской области проблема бюджетной обеспеченности малых населенных пунктов остается крайне острой. Подавляющее большинство сельских поселений имеют мизерную налогооблагаемую базу, доходы их бюджетов минимальны. Сельское поселение с населением в 300–400 жителей, когда большинство из них пенсионеры, с экономической точки зрения не совсем эффективная структура. Укрупнение сельских поселений – один из способов решения финансового вопроса. Кстати, этот процесс идет не только в нашей области, но практически на всей территории Российской Федерации. Его цель – перераспределение финансов с содержания аппарата чиновников на хозяйственные нужды муниципалитетов. Фактически же речь идет о том, чтобы «прикрепить» к более развитым крупным муниципалитетам их небольших соседей, испытывающих трудности с содержанием инфраструктуры и малопривлекательных с точки зрения инвестирования.

Как правило, объединение муниципальных образований обусловлено географической близостью объединяемых территорий. Главный же положительный эффект ожидается благодаря оптимизации органов местного самоуправления, то есть сокращению административно-­управленческого аппарата и затрат на его содержание. Таким образом, оптимизируются расходы, улучшается доходная база местного бюджета, повышается инвестиционный потенциал вновь образованного поселения. Важно и то, что сэкономленные средства остаются на территории и могут расходоваться, в частности,  на ремонт и строительство дорог, хозяйственной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Решение этих проблем положительно скажется на повышении качества жизни населения.

– Сколько поселений уже объединилось?

– Первой ласточкой объединения в Тверской области стал Конаковский район. Именно здесь в октябре 2011 года объединились Завидовское и Мокшинское сельские поселения, образовав сельское поселение «Завидово». Кстати, символично, что решение комитет принимал, когда им руководила Надежда Александровна Егорова, депутат как раз от Конаковского района. Так что ее можно назвать первопроходцем в этом процессе, поскольку это было дело новое и нормативно-­правовая база – а это внушительный пакет документов – формировалась практически с нуля.

Сейчас мы накопили уже большой опыт, видим, какие нестыковки могут возникнуть, на что обратить особое внимание, чтобы не нарушить закон. Еще раз подчеркну: процесс объединения поселений в Тверской области ведется строго в правовых рамках.

А что касается статистики, то мы постоянно идем навстречу сельским жителям, желающим оптимизировать свой управленческий аппарат. Сегодня примерно в половине районов области прошли объединения. Где­-то из двух поселений получилось одно, а в некоторых районах, например в Кувшиновском или Краснохолмском, «слились» три и даже четыре поселения.

– Можно ли говорить, что процесс объединения в Тверской области уже завершен?

– Как я уже отмечал, инициатива  объединения идет от самих жителей, от местной власти, поэтому формально мы не можем утверждать что­-либо конкретно. Рассматриваем вопросы, когда необходимые документы поступают в Законодательное собрание. Но в то же время мы, депутаты, постоянно работаем в своих округах и знаем настроения и ожидания своих избирателей. Контактируем и с коллегами из местных представительных органов. Поэтому могу предположить, что вопросы административного преобразования сельских территорий, по-­видимому, в ближайшие годы будут оставаться в повестке дня. И даже более того – сейчас мы намерены упорядочить процесс объединения, сделать его более прозрачным и понятным.

– Каким образом?

– Председатель Законодательного собрания Сергей Анатольевич Голубев уже обсуждал с губернатором Тверской области Игорем Михайловичем Руденей идею разработки базовой модели сельского поселения. И оба они пришли к выводу, что работать в этом направлении нужно.

– Что должна представлять эта схема?

–  Сейчас обсуждается базовая модель поселения первого уровня, типичного для нашего региона, на которую мы будем ориентироваться при решении вопросов об объединении. На территории сельского поселения обязательно должны быть школа, Дом культуры, фельдшерско-­акушерский пункт или офис врача общей практики и другие социальные объекты. Необходимо регулярное транспортное сообщение. Следует также решить, как населению будут оказываться необходимые услуги, как будет обеспечиваться доставка детей в школу, в какой очередности будет осуществляться ремонт дорог и так далее. Жители территории должны понимать, какова будет инфраструктура их сельского поселения и, соответственно, качество жизни.

– Прошлым созывом Законодательного собрания было принято решение об образовании Удомельского городского округа. В этом созыве образован Осташковский городской округ. Насколько оправданна такая кардинальная реформа?

– Действительно, весной этого года мы приняли решение о создании Осташковского городского округа, который объединил все 11 муниципальных образований, входивших в состав Осташковского района. Этот важный шаг был одобрен представительными органами всех поселений и поддержан районным собранием депутатов. Предположительно экономический эффект от образования нового городского округа составит почти 24 миллиона рублей. Но даже не это главное. У городского округа больше полномочий, более эффективная система управления. Создание городских округов – это, безусловно, перспективное направление. Очень важно, чтобы в основе городских округов были крупные центры, какими являются Удомля и Осташков. Мы надеемся, что скоро пройдут выборы, будет избран представительный орган Осташковского городского округа в составе 19 депутатов и, соответственно, с осени  округ будет существовать в новом статусе.

– Учитывался ли при создании Осташковского городского округа опыт Удомельского, уже прошедшего через данную процедуру?

– Да, безусловно. Идею о создании Удомельского городского округа горячо поддержал депутат от этой территории  Александр Кушнарёв, который раньше возглавлял Удомельский район и смог убедить коллег в необходимости принятия соответствующего закона. При этом учитывался опыт других регионов, где существуют городские округа. Это Нижегородская область, где на тот момент было создано 12 округов, Белгородская и Московская области, Краснодарский край. Поясню, в чем польза создания округов. В наших небольших районах есть несколько уровней власти: и поселковая, и городская, и районная. В каждом районе десятки небольших сельских поселений со своим бюджетом, своим управлением. Многие вопросы поселений решаются исключительно в районе. А это дополнительное время, куча бумаг, работа чиновников. В то же время при объединенной модели вопросы решаются через единый центр, время на их решение сокращается, количество чиновников также сокращается. Как следствие – более результативное управление, экономия бюджетных средств. Это важнейший фактор, который мы учитываем в первую очередь.

Немаловажную роль такая система играет и в развитии и повышении инвестиционной привлекательности территории. Ведь тот же инвестор понимает, куда ему обращаться и с кем взаимодействовать, что значительно уменьшает риски – единый центр упрощает решение многих вопросов. По моему глубокому убеждению, это движение в правильном направлении и это верное законодательно оформленное решение. Главное, чтобы власть на территории не почувствовала вседозволенность и не наделала ошибок.

Михаил БОРОДОВ

Фото Тимура МЕЛИКОВА

Читайте также
В 2019 году муниципалитеты Тверской области получат 6,4 млрд рублей

В 2019 году муниципалитеты Тверской области получат 6,4 млрд рублей

Объём субсидий увеличится на 1,1 млрд рублей

Губернатор провел встречу с главой Пеновского района

Губернатор провел встречу с главой Пеновского района

На встрече обсуждалась подготовка к отопительному сезону и ряд других вопросов

Светлана Максимова приняла участие в заседании Комитета Госдумы по природным ресурсам

Светлана Максимова приняла участие в заседании Комитета Госдумы по природным ресурсам

Рассматривались изменения в земельном законодательстве

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости