Пятница, 18 января / 08:26

16+
Общественная палата: развитие диалога

Общественная палата: развитие диалога

8.06.12 | 10:54

Печать
Общественная палата: развитие диалога

Пресс-­­конференция в редакции «Тверских ведомостей»

В четверг, 7 июня, в пресс­­центре «Тверских ведомостей» прошла пресс­­конференция с участием руководства Общественной палаты Тверской области. Гостями редакции стали заместитель председателя палаты Вадим Рыбачук, ее ответственный секретарь Валерий Карасёв и руководитель аппарата Алексей Никонов. Официальной темой было заявлено «Формирование структуры палаты II созыва. Комиссии и межкомиссионные
рабочие группы. План работы. Приоритеты в деятельности. Общественный контроль за деятельностью органов власти и общественная экспертиза законопроектов (программ)». Но разговор вышел за рамки этой тематики.

Вадим Рыбачук, открывая пресс­конференцию, сразу же обозначил и иной вопрос: популяризация работы Общественной палаты, улучшение информирования жителей региона о ее деятельности да и вообще о том, что палата есть. Ведь, по его словам, весьма значительная часть граждан даже не догадывается о том, что существует такой институт, связывающий общество и власть и обладающий достаточными механизмами для того, чтобы эту связь осуществлять эффективно и к обоюдной пользе.

– Люди не знают о том, что такое Общественная палата, зачем она нужна, и потому не считают возможным использовать этот институт гражданского общества для решения каких­то насущных проблем. И потому если первый состав палаты сформировал основу ее деятельности – документально, законотворчески, то задача второго состава в том числе популяризировать ее работу. И, конечно, попытаться начать реально влиять на становление гражданского общества, создать социальный диалог общества с властью, благо возможности, механизмы создания такого диалога имеются.
Что­то нам уже удалось. Есть и вопросы, которые мы пока не знаем, как решить. Но впереди у нас три года, и мы надеемся, что удастся активизировать всех членов Общественной палаты и для решения глобальных вопросов (например, работы над законодательными инициативами), и в работе по вопросам прикладным, насущным, связанным с конкретными обращениями граждан.

Взявший затем слово Валерий Карасёв в первую очередь отметил, что Общественная палата уже сформировалась, структурировалась, выработала планы деятельности, обозначила приоритеты. Главный среди которых, разумеется, – поддержка гражданских инициатив. Для этого, в частности, палата намерена расширить свое экспертное сообщество, в том числе за счет экспертов на местах, работающих с общественными советами при муниципалитетах. Была отмечена и необходимость повышения активности некоммерческих организаций (НКО), которых формально в области зарегистрировано около четырех тысяч, а реально действуют в лучшем случае несколько десятков.

Затронул ответственный секретарь и задачи по реорганизации структуры Общественной палаты, проведенной на базе опыта палаты первого созыва. Так, число постоянных комиссий сокращено с 12 до 9, зато созданы три межкомиссионные рабочие группы, в ведение которых переданы весьма важные направления: экология, межрегиональное сотрудничество и контроль за выполнением решений и рекомендаций Общественной палаты. Такие преобразования позволят не только более эффективно заниматься насущными проблемами, но и заниматься ими комплексно, а также, по возможности, контролировать результат.

Отдельно Валерий Карасёв остановился на общественных советах, формирование которых палата считает делом крайне важным. После создания таких советов при муниципалитетах, при поддержке Губернатора Тверской области, определен и порядок их формирования при органах исполнительной власти региона: министерствах и ведомствах. Сейчас они уже большей частью созданы, и задача Общественной палаты – сделать их эффективными, а также наладить с ними совместную работу.

– Можно привести конкретный пример. В сфере здравоохранения у нас сейчас есть общественный совет при региональном министерстве здравоохранения, есть общественный совет при территориальном управлении Росздравнадзора и есть комиссия Общественной палаты по здравоохранению. Наша задача – чтобы все эти три общественных формирования работали в тесном контакте, координировали свои планы и «били в одну точку». Наша функция в этом – в том числе и учебная. Мы уже провели один семинар с председателями общественных советов, причем привлекали к его проведению и специалистов, методистов из Общественной палаты РФ.

Отметил Валерий Карасёв и то, что традиционно деятельность Общественной палаты строилась и должна строиться на принципах конструктивного диалога, а ни в коем случае не конфронтации, к чему призывают иногда представители оппозиции. Хотя и без соглашательства тоже. Другое дело, что рекомендации, решения палаты не всегда принимаются к сведению властными структурами, нередко те о них просто «забывают». Потому на повестку дня уже в этом году может встать вопрос о внесении в закон «Об Общественной палате Тверской области» поправок, устанавливающих ответственность властных структур за игнорирование рекомендаций палаты.

Близка к сказанному и проблема не всегда заинтересованного отношения к законодательным инициативам Общественной палаты. Валерий Карасёв уверен, что необходимо усиливать сотрудничество с депутатами Законодательного Собрания. Возможно, с созданием рабочих групп, в состав которых войдут и депутаты, и члены Общественной палаты, и эксперты, и представители НКО.

Вадим Рыбачук уточнил, что два последних законопроекта, представленные в областной парламент Общественной палатой, не получили поддержки в первую очередь по причине их высокой затратности для бюджета. И напомнил, что любая организация может обратиться в Общественную палату с актуальными предложениями, которые впоследствии могут вылиться в законодательную инициативу палаты, то есть привести к реальному изменению или корректировке какого­либо закона. Разумеется, все это может быть реализовано лишь при положительной оценке того или иного предложения экспертным сообществом.

Рыбачук также остановился на формировании общественных советов, отметив, что они – «очень хороший инструмент, которым можно и нужно пользоваться». Но и признал при этом, что всегда есть риск их формализации. А формализованный, «ручной» совет может только дискредитировать саму идею, еще более подорвать доверие населения, вызвать законное раздражение. Поэтому нужны именно такие общественные советы, которые реально эффективны. И одна из задач Общественной палаты сейчас – переформировать те советы, которые не работают да и не могут по своему составу выполнять свои функции в должном объеме.

– Ну, согласитесь, что если главой муниципального общественного совета является глава муниципального образования, то никогда такой совет не будет работать, каким бы хорошим этот глава ни был. В советах нужны активные люди, способные донести до власти мнение общественности и отстаивать его.

Выступивший в завершение Алексей Никонов, руководитель аппарата Общественной палаты, разъяснил суть его деятельности. Аппарат, будучи постоянно действующим, занимается не только чисто техническими вопросами обеспечения деятельности палаты, но и непосредственно принимает участие в разработке ее проектов.

– Члены Общественной палаты ни копейки в ней не получают, занимаются этой деятельностью в свободное от основной работы время. И трудно предположить, чтобы они могли успевать в таких условиях самостоятельно подготовить какой­либо проект от и до, получить все необходимые экспертные заключения. Во всем этом им помогают сотрудники аппарата. Это совместная наша работа.

Еще одной важной сферой деятельности аппарата Никонов назвал как раз продвижение информации о деятельности Общественной палаты. В частности, издающийся бюллетень палаты и ее сайт, на котором в последнее время стала пользоваться немалой популярностью интернет­приемная. Они весьма высоко оцениваются на фоне аналогичных проектов других регионов. Однако узнаваемость членов Общественной палаты Тверской области по­прежнему низка, «на уровне статистической погрешности».

Валерий Карасёв добавил, что повышать узнаваемость Общественная палата второго созыва намерена путем активизации самих ее членов. По его словам, в составе первого созыва около трети участников вообще ничем себя не проявили. И потому в новом составе планируется разработать некоторые методы учета и контроля деятельности.

Среди заданных по окончании выступлений вопросов можно отметить проблему осуществления контроля за деятельностью властных структур. Гости объяснили, что, к сожалению, в данном случае все упирается в отсутствие соответствующего закона «Об общественном контроле», который давно уже подготовлен, но так пока и не принят Государственной Думой РФ. Из­за отсутствия законодательной базы, четко прописанных принципов взаимодействия со сторонними структурами, членам Общественной палаты, действительно, иногда не удается получить необходимую информацию. Хотя, по мнению гостей редакции, все же в большинстве случаев граждане и организации идут на контакт с представителями палаты без особых проблем и противодействия не оказывают.

Разумеется, принятие этого закона не только упростило бы работу Общественной палаты и сделало бы ее более эффективной, но и позволило бы в большей мере реализовать все те цели, ради которых она и создавалась.

Игорь ВЛАДИМИРОВ

Читайте также
Правительство Тверской области рассмотрит программу ремонта дорог на 2019 год

Правительство Тверской области рассмотрит программу ремонта дорог на 2019 год

Заседание правительства региона пройдёт 15 января

ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Инвестиции, учения энергетиков, Торжокский вагонзавод

ГЛАВНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ: Инвестиции, учения энергетиков, Торжокский вагонзавод

В Правительстве Тверской области прошло очередное заседание под председательством губернатора Игоря...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости