Понедельник, 18 июня / 07:13

16+
«Отец» Бюджетного кодекса

«Отец» Бюджетного кодекса

7.11.14 | 13:45

Печать
«Отец» Бюджетного кодекса

Петровы – теперь, можно сказать, династия финансистов. Дети Владимира Анатольевича пошли по отцовской стезе. Дочь получила специальность «Бухгалтерский учет», сын окончил знаменитую «Плехановку» – институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова, один из самых авторитетных экономических вузов страны. Туда в начале семидесятых годов прошлого века поступил и юный Володя Петров.

Диссертация с практическим уклоном

Владимир Анатольевич отечески опекал своих чад­студиозусов. Помогал советами в написании курсовых и дипломных работ. Да так, что и сам увлекся. В солидном уже возрасте решился на кандидатскую диссертацию. В отличие от многих чиновников и депутатов, ставших персонажами публикаций в рубрике «ДиссертNET», сенатор Петров не прибегал к обильному цитированию без ссылок на источники, не нанимал литрабов – писал диссертацию сам. И не ради обретения ученой степени. Ради «корочек» проще было выбрать темой диссертации бюджет, чем Владимир Анатольевич занимался на практике, будучи и одним из руководителей Министерства финансов РФ, и первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Писать диссертацию на бюджетную тему советовал и научный руководитель. Но Петров пошел своим путем.

– Тема моей диссертации связана с государственным сектором управления экономикой. Я разрабатывал идеи, которые приводили к созданию государственных корпораций.

Петров успешно защитил диссертацию в Российском государственном гуманитарном университете, на пороге своего 50­летия став кандидатом экономических наук.

Диссертацию можно было положить на полку, и она повторила бы судьбу опусов многих «остепененных» vip­персон. Но идеи, заложенные в диссертации сенатора Петрова, получили вскорости воплощение в реальной экономике. Были созданы «Внешэкономбанк», государственная корпорация «Ростехнологии», Фонд содействия реформированию жилищно­коммунального хозяйства. Петров стал одним из разработчиков федерального закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ.

– Благодаря фонду мы смогли провести в нашей стране капитальный ремонт тысяч многоквартирных домов, не ремонтировавшихся десятилетиями, – приводит сенатор реальный результат реализации своих научных идей и своего законотворчества. – Начали расселять граждан из ветхого и аварийного жилья в новые дома. И когда я, приезжая в Калязин, вижу целую улицу таких домов, радуюсь: поработал не зря.

 

Три кита

– Вас называют автором Бюджетного кодекса...

– Вернее сказать: я его «отец». А «мать» – Оксана Дмитриева.

Было так. Первого заместителя  министра финансов Владимира Петрова вызвал премьер – Виктор Степанович Черномырдин («Царствие ему Небесное», – добавил в этом месте своего рассказа мой собеседник). Шел 1998 год. Время тяжелое, преддефолтное. Состояние бюджета страны – хуже некуда. Петров предполагал, что речь пойдет о бюджете, – и не очень ошибся. Бюджетное законодательство никак не могли систематизировать. Попытались это сделать экономисты из партии «Яблоко» – получилось не очень удачно.

– Виктор Степанович дал мне нагоняй и велел в кратчайший срок привести бюджетное законодательство в порядок. Я сказал своему шефу Чубайсу, который тогда был заместителем  председателя Правительства и министром финансов, что уезжаю в лес и прошу недели три меня не трогать.

Петров собрал рабочую группу из трех десятков специалистов по бюджетной политике – депутатов Госдумы, сотрудников министерств финансов и экономического развития, научных работников – и  вывез их действительно в лес, на подмосковную базу Минфина. «Дети»­затворники плодотворно трудились под руководящим и направляющим оком «отца» – Владимира Анатольевича Петрова. И спустя три недели Бюджетный кодекс Российской Федерации был создан.

– Долго думал о концепции кодекса. В результате пришел к мысли о «трех китах». Бюджетный кодекс состоит из трех частей: бюджетная система, бюджетное устройство, бюджетный процесс. Каждый из этих разделов, в свою очередь, содержит три подраздела. Таким образом, всего девять «китов».

К сожалению, со временем Бюджетный кодекс оброс массой поправок, изменений и стал труднодоступен для всех реально занимающихся бюджетной политикой – от федерального чиновника до муниципального служащего. И вот уже коллеги сенатора Петрова из исполнительной власти пишут новую редакцию Бюджетного кодекса. А у Владимира Анатольевича вызрела идея – на основе новой редакции Бюджетного кодекса написать брошюру, из которой все, кто соприкасается с бюджетом, понимали бы, что это такое и как с Бюджетным кодексом работать.

 

Тверской сенатор

На работу в органы исполнительной власти тогда еще РСФСР Владимир Петров пришел сразу со студенческой скамьи. Надо полагать, очень немногие выпускники даже знаменитой «Плехановки» получили распределение в министерские кабинеты. А Петров удостоился такой чести. И отдал работе в исполнительной власти Российской Федерации почти три десятилетия своей трудовой биографии. До тех пор, пока министр финансов Алексей Кудрин, заинтересованный в грамотных специалистах по бюджету в обеих палатах Федерального Собрания, не рекомендовал своему соратнику «посенаторствовать».

Многие регионы захотели бы иметь своим представителем в Совете Федерации профессионалов такого уровня, как Петров. Но Владимир Анатольевич принял предложение стать сенатором от Тверской области. И выбор этот не был случайным – родился Петров всего в 50 километрах от Твери, в дальнем Подмосковье. Была и семейная традиция родства с Тверской землей: дед в свое время работал в Калининском совнархозе. Так или иначе, но вот уже более 12 лет Владимир Анатольевич Петров в верхней палате российского парламента представляет Законодательное собрание Тверской области.

Мне привели немало примеров, как сенатор реально помогал добиться дополнительного финансирования жизненно необходимых проектов в городах и районах области. Региональные коллеги­депутаты ценят вклад Владимира Петрова в формирование бюджетного законодательства Тверской области. На все значимые мероприятия, проводимые в Совете Федерации, Петров старается задействовать тверских депутатов. Так, на недавних парламентских слушаниях по бюджету и прогнозу социально­экономического развития страны выступили всего четыре представителя регионов и только один – от законодательной власти: председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин.

Но главную свою миссию первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по  бюджету и финансовым рынкам видит в перемене вектора бюджетной политики в пользу регионов.

– Я – давний и принципиальный противник излишней централизации бюджета, – рассуждает Петров. – Централизация характерна для унитарных государств. А в России федеративное государственное устройство. Когда я работал в Министерстве финансов, а это 90­е годы, труднейшее положение в экономике страны, соотношение бюджетов Федерации и субъектов было 55:45 процентов, сейчас 67:33, идет явная централизация. При этом на регионы возлагаются дополнительные полномочия без соответствующего финансирования. Результатом такой политики стало возрастание государственного долга регионов. Дефицит бюджетов субъектов Федерации в сумме составляет 0,7 процента валового внутреннего продукта страны, дефицит федерального бюджета – 0,6 процента ВВП. В тяжелейшие 90­е годы дефицита бюджета в подавляющем большинстве субъектов практически не было. Поэтому мы активно лоббируем интересы регионов.

И вот, по словам Петрова, понимание в органах исполнительной власти, наконец, найдено. Политическая воля по децентрализации бюджетной политики проявлена на самом высоком уровне. А значит, надеется сенатор, бюджеты регионов станут побогаче, качество жизни населения Тверской области улучшится.

«Тверские ведомости» сердечно поздравляют Владимира Анатольевича Петрова с юбилеем!

Три вопроса Владимиру Петрову

– Что будет с ценами на нефть?

– Цены меняются циклично, где-то через 10–12 лет, за ростом следует падение. Нынешнее снижение происходит на качественно ином ценовом уровне, чем в конце 80-х – начале 90-х. Я думаю, стоимость барреля нефти в скором времени стабилизируется в границах 90–95 долларов.

– Вас не пугает резкое колебание курса рубля?

– Не пугает. Мы получаем деньги в рублях и тратим их в основном в рублях. Так что для многих людей колебания курса рубля – вещь абстрактная. К тому же, в силу особенностей нашего экспорта, базирующегося в основном на продаже углеводородного сырья, падение курса всего на рубль приносит доходов в бюджет на 200 миллиардов, которые должны идти на выполнение президентских указов, касающихся повышения зарплат врачей, учителей и других бюджетников.

– Посоветуйте, где надежнее хранить сбережения?

– Не в чулке, разумеется. Сбережения надо превращать в инвестиции. Вкладывать деньги в высоколиквидные активы отечественных компаний.

Евгений ШИМИН

Фото из личного архива сенатора

Читайте также
Игорь Руденя: Мы услышали расширенные комментарии Президента по приоритетным направлениям

Точка зрения. Комфорт на детской площадке

Точка зрения. Комфорт на детской площадке

Виктор КОНСТАНТИНОВ, генеральный директор ПАО «Электромеханика», заместитель председателя Законодательного...

Игорь Руденя занял 28-е место в рейтинге влияния губернаторов

Игорь Руденя занял 28-е место в рейтинге влияния губернаторов

Рейтинг составляет Агентство политических и экономических коммуникаций

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости