Четверг, 13 декабря / 00:16

16+
Валентин КОДИН: Демократию должна сменить меритодемократия

Валентин КОДИН: Демократию должна сменить меритодемократия

28.06.13 | 13:55

Печать
Валентин КОДИН: Демократию должна сменить меритодемократия

Можно сказать, что наилучшей  формой правления в обществе является меритодемократия (от лат. «меритус» — достойный и греч. «демос»- образованные граждане, греч. «кратос»-власть) — участие во власти образованных, достойных, заслуженных людей, когда сама власть состоит из интеллектуально наиболее одарённых и энергичных представителей  народа.

Известно, что в древней Греции термин «демократия» («власть демоса»,) включало в демос не весь народ, а лишь тот слой свободного населения, кто изучил все музы (искусства): риторику, музыку (с танцами), математику, астрономию, логику, философию, драматургию и обладал политическими правами. То есть к демосу относились только просвещённые, образованные люди, которые проявили свои способности к познанию и плодотворному применению знаний, которые думают не только о сегодняшнем, но и о будущем. Эти  люди на выборах голосуют так, как будет полезно для всего населения территории. Короче говоря, демократия – это не власть народа (в том числе и кухарок), а участие во власти лучших его умов, выполняющих волю большинства и учитывающих мнение меньшинства.

Она исторически  выросла из родо-племенного самоуправления (где  вопросы жизни общины решались «всем миром») для преодоления его недостатков путём введения во власть наиболее знающих, сообразительных, решительных и опытных людей, способных принимать  удачные решения по самым сложным вопросам и доводить их до наилучшего результата.

Остальная часть свободного народа назвалось «охлос»: те, кто живёт только сегодняшним днём и преследует лишь ближайшие личные интересы. К ним относились чужеземцы и отпущенные на свободу рабы, которые не имели политических прав, хотя среди них могли быть богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

И если в государстве власть попадала в руки охлоса, то оно являлось охлократическим («властью толпы») и не могло называться демократическим, поскольку при всеобщем равном избирательном праве охлос голосует за популистов, дающих необоснованные, обманные, несбыточные обещания, позволяет прийти к власти криминальным элементам и тиранам, которые губят демократию.

Вместе с этими двумя слоями в любом обществе тогда существовал и высший слой – богатейшие олигархи, которые осознанно отличали себя от демоса и всегда стремились к высотам власти. В Древней Греции олигархическим государством была Спарта, где государственные дела решал совет богатых старейшин и коллегия высших должностных лиц.

Такие режимы  всегда стремились к абсолютной власти в стране. Недаром в истории почти все государства переходили от республиканской формы правления к империи, абсолютной монархии, самодержавию. Интересно, например, что Новгородское вече сначала остроумно обеспечивало решающее участие в управлении наиболее достойных, заслуженных и авторитетных граждан тем, что проводилось на небольшой по размерам площади, где не могли разместиться все жители города. Этим предотвращалось принятие стихийных, непродуманных и ошибочных решений, обеспечивалась фактическая меритодемократия. И только дальнейшее засилье местных олигархов превратило городскую власть в клуб богачей, что отвратило от них население и потому вечевое правление не стало образцом для всей страны.

Древнегреческие Афины сначала управлялись благородными родами, но потом там стал господствовать охлос — отпущенные на волю рабы. Слабости такой демократии привели к падению роли Древней Греции.

Древний Рим достиг могущества во время правления этрусских родов, которые издревле обретали опыт и науку управления. Но потом римляне подпали под влияние плебса, требовавшего «хлеба и зрелищ», что привело Великий Рим к падению.

Отсюда следует обоснованный вывод о том, что общество успешно развивается только тогда, когда у власти находится просвещённая и высоконравственная элита. Но и у неё при отсутствии механизмов  обновления происходит вырождение, что ведёт государство к гибели.

Противоядием от подобных ситуаций является постоянное обновление правящей элиты: её жесткое очищение от нравственно неустойчивых людей и введение в её состав таких граждан из всех слоёв населения, которые действуют в интересах народа и уже завоевали общественное признание реальными заслугами, а также молодых талантов, наглядно проявивших способности к управленческой деятельности.

Эти выводы полностью подтверждаются современной действительностью. Посол Сомали в России говорил в интервью газете «Московский комсомолец» (28.11.2008 г.): «Мы сами виноваты в том, что случилось с нашей страной, хотя было много и внешних факторов. В ходе гражданской войны оппозиция обезглавила режим, а режим обезглавил оппозицию. Страна осталась без лидеров. И теперь она находится в поиске таких лидеров, которые могли бы сплотить нацию». С другой стороны, «Российская газета» (26.11.2008 г.) привела слова избранного  президента США Барака Обамы на пресс-конференции: «Нужно собрать вместе лучшие умы Америки, чтобы они вели нас  вперед».(Он их практически не собрал, но важно заявление о стремлении к этому).    

Главной причиной ослабления любого демократического государства является расширительное толкование демократии, когда она трактуется как власть всего народа, всех трёх его слоёв, и реализуется в виде равного избирательного права. А оно, как показывает практика, противоречит самой сути демократии. Ведь высшие и низшие слои общества всегда имеют наибольшую склонность к использованию недемократических, диктаторских методов правления, засоряют властные структуры олигархическими и охлократическими элементами. Именно это порождает серьёзные слабости демократии, в том числе и те, которые ведут её к своей противоположности — тирании.

Длительный опыт расширительного толкования демократии показывает, что оно открывает широкие возможности для применения на выборах (при равном избирательном праве) черных политических технологий, использование массового подкупа. Всё это приводит к власти представителей денежных мешков с безответственными амбициями и людей из охлоса с тёмным прошлым и диктаторскими замашками. Не случайно, что ещё А. Пушкин писал: «Демократия США предстала в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве».

Например, в наше время правящая элита США больше выражает волю крупных монополий, поскольку не решается поднять налоги на сверхбогачей, чтобы сократить дефицит государственного бюджета и прекратить непрерывное балансирование мировой экономики на грани финансово-экономического кризиса.

Тирания расширительного толкования демократии особенно ярко проявляется тогда, когда высший слой привлекает для достижения своих целей стихийную активность большого скопища людей (охлоса), не признающего норм права и морали, подчиняющегося только стадному инстинкту, массовому заражению настроением. Она проявляется, когда во главе митингов и демонстраций встают демагогические лидеры, выкрикивающие примитивные, но очень опасные лозунги и призывы, подталкивающие взбудораженную толпу к беззаконным действиям (как это было во время «цветных» революций в Грузии, на Украине).

Опасными являются и ситуации, когда в ходе всеобщих выборов голоса избирателей разделяются поровну и начинается противостояние политических групп, переходящее в силовые столкновения, ничего общего не имеющие с демократией. Здесь пикеты с плакатами противоположного содержания идут, как говорится, «стенка на стенку» и обе стороны выдают себя за «всё население».

Чтобы уйти от слабостей расширительного толкования демократии и обеспечить максимальное доверие населения к власти на всех уровнях, необходимо установить правление мудрой власти. Она в отличие от умной власти не ищет выхода из безвыходных положений (поскольку в такие ситуации никогда не попадает), поскольку хорошо видит прямые результаты и возможные косвенные (отдаленные) последствия принятия и реализации решений. Она понимает управление как целенаправленное и упреждающее воздействие на управляемый объект для его сохранения, нормального функционирования, совершенствования и развития путём перевода его в должное состояние, обеспечивающее надёжное достижение поставленной цели в назначенные сроки.

Обозреватель В. Костиков писал в еженедельнике «Аргументы и факты»(№32, 9 августа 2012 г.), что в нашем обществе сейчас нет ясности, какая Россия нам нужна. «40% считает, что нам нужна особая российская демократия (знать бы, что это такое)». Ответ на этот вопрос и даёт понятие «меритодемократия», которое указывает, что уровень и качество реальной власти определяются прежде всего качеством правящей элиты – её интеллектуальными, информационными, политическими, финансовыми и другими ресурсами. В  состав правящей элиты должны входить только кадры высочайшего нравственного и профессионального уровня, способные в любых случаях (без исключения) обеспечивать наиболее эффективное достижение поставленных целей. Только таким путём можно найти для власти таких лидеров, которые сами являются морально и профессионально безупречными и потому имеют право говорить и действовать в духе высокой морали.

 История дала наглядный урок всему миру, состоящий в том, что «народы благоденствуют, только тогда, когда ими правят честные мудрецы». И только меритодемократическое государство, соединяющее высокую образованность и высокую нравственность людей у власти, способно в современных условиях обеспечить торжество справедливости в отношениях между богатыми и бедными, постоянно сокращая бедность в стране и не допуская фантастического разрастания богатства.

В Китае черты «меритодемократии» действуют с древних времён в традиционной системе «отбора самородков», которая обеспечивала любому местному таланту участие в конкурсах на уровне уезда, провинции и столицы. Эта традиционная система хорошо помогает при формировании современной интеллектуальной элиты, которая создаёт «экономику знаний». Сейчас в стране каждый знает, что успех приходит только через образование, умение, настоящий профессионализм.

Полезный урок Китая «состоит в том, что он в своё время отказался от перехода к демократии, сосредоточившись на экономических реформах. Если бы там  была введена демократия, то миллиард нищих китайских крестьян проголосовали бы за нового председателя Мао, все реформы были бы свёрнуты. Демократия в нищей люмпенизированной стране неизбежно превращается в диктатуру, как только толпа находит себе вожака. Китай этой ошибки не совершил». (См.В. Цепляев, Китай в Си мажоре, «АиФ», №13, 27 марта 2013 г.)

Надо сказать, что у нас идея меритодемократии обрела особую актуальность в свете задач всесторонней модернизации страны, поскольку у власти собралось много управленческих неумех, которые взялись не за своё дело из-за чрезмерного самомнения или корыстных устремлений.

В связи с этим поставлена задача организовать умное государственное управление путём привлечения в органы власти всех уровней проверенных профессионалов и экспертные группы в составе общественного движения «Народный фронт за Россию», « Открытого правительства», Агентства стратегических инициатив, Общественных советов при федеральных министерствах и исполнительных органах региональной власти.

Эти экспертные группы обеспечивают взаимодействие общества и власти в форме публичных диалогов по всем поставленным жизнью проблемам с разработкой наиболее эффективных решений. В таких решениях вместе с предусмотрением прямого результата их реализации учитывается также целый веер косвенных последствий, вызванных появлением данного результата – экологических, экономических, социальных, политико-управленческих, правовых и нравственно-духовных, которые просчитываются заранее.

И здесь главным является вопрос о том, как найти в народной массе настоящий меритодемос — действительно одарённых, мудрых и морально честных людей. Для этого необходимо постоянное очищение правящей элиты от проникновения в неё олигархов (разного рода березовских, ходорковских, абрамовичей) и современного охлоса (легко поддающегося подкупу и популистским обещаниям). Конечно, при всеобщем избирательном праве они могут пройти в органы власти, но превалирование в них представителей среднего класса (которые действуют в интересах всего народа) предохранит правящую элиту от вырождения, а страну от гибели.

Для привлечения действительно честных и умных людей к управлению желательно с помощью комплексного использования научных методов социологии и психологии оценивать у кандидатов на выборные и назначаемые должности уровень развития моральных качеств, управленческих способностей, управленческой подготовленности и управленческих положительных навыков.

Можно также можно с помощью современных сверхмощных томографов исследовать функциональные зоны мозга любого человека, чтобы выявить наиболее талантливых руководителей и организаторов управленческой деятельности в обществе.

Непрерывное пополнение правящей элиты достойными гражданами способно обеспечить повышение эффективности государственного и муниципального управления во всех его звеньях.

Для надёжного отбора наиболее эффективных кандидатов в депутаты и на выборные должности исполнительной власти необходимо обеспечить комплексное использование научных методов оценки их моральных качеств, управленческих способностей, управленческой подготовленности и управленческих навыков  с выдачей (по их заявлениям)  «Аттестатов управленческих качеств».

Думается, что в регионах России есть возможность решениями руководителей государственной власти создать из достойных и авторитетных преподавателей вузов с учёными степенями и званиями (ведущих исследования в области управления, философии, социологии, психологии, права и других общественных наук) групп независимых экспертов для:   

1) системного изучения юристами всего набора документов о  кандидатах на выборные должности (личного дела, сообщений прессы, разного рода документов и т.д.),

2) проведения социологических массовых опросов и индивидуальных интервью окружения кандидата (руководителей, коллег, подчинённых и клиентов) на всех этапах его карьерного роста,

3) психологического тестирования кандидатов путём решения логических задач и практических проблем (с использованием «мозгового штурма»),

4) оценки рефератов и проведения индивидуальных собеседований кандидатов с опытными и успешными специалистами управления.

Практика показала, например, что психологические тесты позволяют выявлять уровень квалификации сотрудников, проверять правильность расстановки персонала  по рабочим местам и должностям, находить людей, обладающих высоким профессионализмом и порядочностью.

Правда, результаты такого отбора действительны примерно три-четыре года, когда человек адаптируется в среде. А затем среда начинает существенно изменять сознание и поведение человека, что требует новой проверки деловых и личных качеств сотрудников с обязательными периодическими горизонтальными и вертикальными ротациями.  

 Показатель частоты проявления тех или иных управленческих качеств легко поддается наблюдению и объективному анализу, что обеспечивает надёжность прогнозирования поведения данного чиновника в будущем, максимальную точность определения для него места на служебной лестнице и ожидания реальных положительных результатов на предстоящей работе.

Субъективный характер оценок здесь в сильной степени вытесняется и даже снимается реальной независимостью экспертов, достоверностью и широким разнообразием научных методов, взаимной перепроверкой. Формулируемые здесь выводы основываются на сведениях от большого количества опрашиваемых и показаний лицензированной аппаратуры.

Демократизм и конституционность этих процедур обеспечиваются тем, что к получению «Аттестата управленческих качеств», а также к участию в кадровых конкурсах и во всевозможных выборах допускаются все граждане (с «Аттестатами» и без них) по их собственным заявлениям.

Такой подход к выдвижению кадров управления поможет снять существующий в общественном мнении разрыв между высокой оценкой работы первых лиц государства и низкой оценкой результатов деятельности всей нынешней управленческой элиты в стране.

Можно смело сказать, что владельцы «Аттестатов управленческих качеств» с высокими оценками имеют наибольшие шансы наладить в стране образцовое управление во всех сферах общества  путём принятия и организации исполнения наиболее эффективных решений.

Вместе с подбором во власть высокоморальных и способных к управлению людей меритодемократия предполагает и разработку стройной системы подробно изложенных демократических законов, а также жестких  официальных процедур и регламентов их исполнения, при точном выполнении которых чиновники могут действовать своевременно и безошибочно, в точном соответствии с интересами населения.

Меритократический  подход к процессам выдвижения кандидатов на государственные должности, а также к процедурам голосования на всеобщих  выборах и подведению их итогов станет мощным гарантом их легитимности, так как никто не сможет усомниться в их честности и справедливости.

 Только при такой организации управления  на смену всеобщей неудовлетворённости работой  чиновников и непрестанным упрёкам в их адрес придёт чувство благодарности граждан за чёткое функционирование управленческих органов, быстрое, исчерпывающее и эффективное решение ими существующих и назревающих проблем общественного и личного значения.

Поэтому самой лучшей демократией является меритодемократия. И когда основные принципы меритодемократии будут внедрены в содержание Конституции Российской Федерации, она станет самой прогрессивной в истории человечества.

Только тогда общество избавится от неизбежности чередования периодов своего подъёма и упадка, встанет на путь непрерывного и всестороннего восходящего развития в соответствии с действием общеисторического закона возвышения потребностей людей.

Поэтому наша страна должна с такой же настойчивостью продвигать меритодемократию в мире, с какой США насаждают в других странах своё понимание демократии.

 

Валентин Николаевич Кодин,  кандидат философских наук, доцент.

 

                     27 июня 2013 г.

 

 

 

Читайте также
Взят курс на обновление

Взят курс на обновление

Съезд «Единой России» обозначил приоритеты

Заявление Игоря Рудени, что в Тверской области не будет мусора из других регионов, попало в рейтинг

Заявление Игоря Рудени, что в Тверской области не будет мусора из других регионов, попало в рейтинг

Рейтинг «Губернаторская повестка» подвел итоги прошедшей недели

Парламент. Пассажиры под защитой

Парламент. Пассажиры под защитой

Депутаты ужесточили требования к организации регулярных перевозок автомобильным транспортом ...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости