Осень. Пожелтевшие СМИ облетела весть о том, что безжалостные «разорители гнезд» вышли на «тропу войны» с малым, в нашем случае, даже крошечным, но все равно бизнесом. И хотя у него прав, кроме птичьих, часто – никаких, может сложиться неловкое впечатление, будто «маленьких обижают»…
Чтобы разобраться в сути происходящего, перейдем от пернатой терминологии к более приземленной лексике. Прежде всего, дадим слово специалисту – начальнику департамента благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери Вадиму Сивицкому.
Ну и ню!
Трудно не согласиться с мнением Вадима Станиславовича, что еще недавно Тверской проспект мог бы посоперничать с экзотической торговой улицей, скажем, в Шанхае или Бангкоке. Перспективный взгляд от Старого моста в сторону проспекта Чайковского убеждал, да и пока не разубеждает, в этом.
Разномастная, невнятная, порой откровенно пошлая, а главное – несанкционированная реклама довершала образ эстетического и экономического беспредела в сфере благоустройства города.
Еще недавно на «ключевой» остановке, обслуживающей театр юного зрителя, магазин «Детский мир» и один из оживленных пятачков центра города, был расположен рекламный баннер – «шедевр», исполненный в стиле «ню»: обнаженная барышня когото кудато звала…
На ее «зов» откликнулись депутаты Тверской думы, которые приняли поправки в постановление под № 66 о так называемой топографической схеме Центрального района. Отныне в пределах обозначенной зоны не должно быть вообще никакой рекламы, поскольку это центр города, это историческое место, это глас народа, в конце концов.
Такое решение находится в русле жесткой политики по упорядочению рекламы, активно проводимой сегодня во многих российских городах, особенно в Москве и СанктПетербурге. А поскольку Тверь – в обе столицы дверь, то и выглядеть она должна подобающим образом.
Место меняется, а бизнес остается
По такому принципу решает поставленные задачи департамент под руководством Вадима Сивицкого.
– Для того чтобы чтото сносить или кардинально менять, необходимо понимать конечную цель своих действий. Не менее важна при этом поддержка со стороны большинства населения города. Поэтому нами разработана концепция с подробной схемой размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Твери.
Если говорить о рынках на бульварах, то там им не место. Это, если хотите, две вещи несовместные. Рынок рынком, а бульвар бульваром. У меня до сих пор сохранились в памяти картинки из детства, когда на уютных скамеечках бульвара Ногина пенсионеры шуршали газетами, играли в шахматы, по праздникам собирались ветераны войны, по вечерам бродили влюбленные, а матери с колясками прогуливались под сенью деревьев.
Свои сентиментальные воспоминания Вадим Сивицкий закончил контрастно резко и жестко: «Сейчас там полный бардак!».
Однако (не грех и повторить) принцип «место меняется, а бизнес остается» лежит в основе действий администрации города. Вадим Сивицкий рассказал, что они обратились к директору Центрального рынка Светлане Гейне с просьбой предоставить информацию о количестве потенциальных торговых мест на территории рынка. Выяснилось, что из утвержденных по схеме размещения продавцов 866 торговых мест в настоящее время востребовано только 280. То есть около 500 торговых мест ждут своих предпринимателей. Причем плата за них в разы ниже, чем на нынешних «бульварноскверных» ярмарках, где она колеблется от 12 до 15 тысяч рублей в месяц. А на Центральном рынке сумма – в районе пяти тысяч.
Говорить о его удобном для горожан расположении не приходится: туда, как в Рим, ведут все дороги. К слову, от бульвара Ногина до Центрального рынка дветри остановки на общественном транспорте. Так что аргумент «о шаговой доступности находящейся там ярмарки» весьма сомнителен, убежден Вадим Сивицкий.
– Вообще разговоры о том, что нынешние «рынки» находятся в шаговой доступности, сильно преувеличены. Доступность эта ограничивается десяткомдругим домов, не более, и далеко не всегда. К тому же все районы обеспечены по нормативам торговыми площадями. Кроме того, в муниципальной собственности имеется большое количество помещений (первые и цокольные этажи), которые можно взять в аренду через определенную процедуру и заниматься торговлей: продавать овощи, фрукты и прочее. Стационарная торговля только приветствуется.
Замечу, что не только Центральный рынок предлагается как альтернатива. Мы готовы предоставить территорию на улице 50 лет Октября. В Заволжском районе – ярмарочную зону в районе речного вокзала. Ничем места не хуже. Так что при сносе отживших свое рынков горожане не пострадают. Да и предприниматели только выиграют.
Кто в зоне хозяин?..
Не мог я не спросить своего собеседника о пресловутом конфликте власти и бизнеса, о котором так любят порассуждать некоторые предприниматели и охочие до сенсаций журналисты.
– Кому выгодно представить наши усилия сделать город более красивым, привлекательным, чистым, создать цивилизованные условия прозрачной торговли как каприз муниципальных чиновников, как конфликт городской власти и бизнеса? Ответ очевиден: тому, кто получает дармовую прибыль от незаконной, по сути, торговли. Все эти так называемые рынки не предусмотрены в генеральном плане развития города. Они еще в 2012 году были исключены из схем, и деюре их сегодня не существует. Как, впрочем, деюре не существует и администраторов ярмарочных зон…
На мою просьбу – с этого места поподробнее! – Вадим Сивицкий поведал весьма занимательную историю о лицах, которые собирали деньги за арендную плату с торговцев на рынках, следили за порядком торговли и благоустройством территорий. Определенную часть средств (какую, история умалчивает) они перечисляли в городской бюджет. Видимо, поэтому их благочинно называли администраторами ярмарочных зон. В конце 2012 года, по истечении их зыбких полномочий, администраторов обязали в течение 20 суток освободить контролируемые ими территории и привести их в первоначальный вид. Однако, как говаривал наш великий земляк, «воз и ныне там», а в возе том не только «бульварноскверные рынки», но и те самые администраторы, которые попрежнему, до сих пор, считают себя их хозяевами. Со всеми вытекающими последствиями и, разумеется, дивидендами, которые в нынешних условиях никем не контролируются.
Дразнящий запах шаурмы
Едва запретили продажу пива и сигарет в киосках, как далеко не «свято место» их заняли благоухающие точки со всевозможной одноклеточной снедью.
В уже упомянутой Вадимом Сивицким концепции предписано «выселить» их за 101й метр по обе стороны центральных магистралей города. Сия мера не касается торговцев цветами, газетами, а также сезонной продукцией – прохладительными напитками, мороженым, елочными украшениями и тому подобным. Кроме того, будет поощряться развитие сети пунктов проката, которые смогут беспрепятственно располагаться в людных местах – парках, скверах и других зонах времяпрепровождения горожан.
По словам Вадима Сивицкого, в настоящее время выдано 64 предписания о демонтаже НТО с магистральных улиц. Дается срок – один месяц. Если предприниматель не уложится, то специальная комиссия вынесет решение о принудительном сносе. Примечательно, что выданы предписания тем нестационарным торговым объектам, которые были установлены самовольно, без всяких согласований и документов.
Сейчас по городу уже демонтировано около сорока НТО, причем гдето треть из них демонтировали сами владельцы в добровольном порядке. Многие предприниматели прекрасно понимают, что их точкам не место на обочине центральных магистралей города.
Дразнящий запах шаурмы, прогорклый запах масла многоразового использования, недоеденные сосиски, пластмассовые стаканчики, обрывки просаленной бумаги и другие кучкообразные признаки фастфудовского перекуса – все это не к лицу городу. А потому закроем «тему» почти по классику: сотрем случайные черты и мы увидим – Тверь прекрасна!
Экспертное мнение
Никита Гусев, генеральный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области:
– Малоприглядные ларьки постепенно исчезают с магистральных улиц города. Вместе с тем все прекрасно понимают, что пока Тверь не может похвастаться достаточным количеством объектов торговли, расположенных в шаговой доступности. Эту нишу могут и должны занимать наши предприниматели. Если они это делают цивилизованным способом, заботясь не только о своих доходах, но и об удобстве и безопасности покупателей, считаю, никаких препятствий на их пути быть не может.
Виктор ЧУДИН
Фото Елены ДИАС