Региональная власть продолжает собирать утраченное
Три года назад Игорь Руденя не просто возглавил самый большой по территории регион в Центральном федеральном округе, но и получил не самое завидное наследство: многомиллионные долги за энергоресурсы, обветшалую инфраструктуру и, словно оголенный нерв, – жилищнокоммунальный комплекс с его запущенностью и некорректной тарифной политикой. С первых дней своего пребывания на посту глава региона занял принципиальную позицию: все наиболее важные, стратегические, обеспечивающие нормальную жизнь людей активы должны быть консолидированы в руках государства.
Мы уже проходили и «раздачу суверенитетов» – кто сколько унесет, и обвальную «приватизацию» всего и вся, вылившуюся в разграбление и всеобщий упадок. Это были жестокие уроки. Но именно из таких уроков обычно и делаются четкие, однозначные, принципиальные выводы на будущее. Например, тот, что с недавних пор является одним из основных трендов и федеральной, и региональной власти. Гласит он следующее: важные для обеспечения самой жизни людей отрасли не должны иметь своей целью банальное извлечение прибыли, а между производителями и получателями их услуг (людьми) не должно быть никаких посредников. Следовательно, эти отрасли должны быть под полным контролем государства, будь то федеральная или региональная собственность.
В решении этой задачи на территории Верхневолжья первой ласточкой стала «Тверская генерация». Еще в начале нулевых тверские магистральные теплосети были сданы в аренду. Много лет они ходили по рукам частников: «ТКС», ТГК2 и прочие «хозяева» срывали отопительные сезоны и копили огромные долги перед газовиками. Единственно верным шагом в решении накопившихся проблем стал переход «Тверской генерации», а вместе с тем ТЭЦ, котельных, центральных тепловых пунктов, магистральных теплосетей в государственную собственность. Произошло это в 2016 году. Консолидация коммунальных активов позволила обеспечить комплексный подход к вопросам модернизации сетей, добиться четкости и прозрачности в финансовом администрировании и тарифообразовании. А самое главное – повысить надежность и качество предоставляемых коммунальных услуг.
– Мы понимаем, какую ответственность мы на себя взяли и нагрузку, но мы считаем, что сегодня, в отличие от частных владельцев, государство не настроено на получение дивидендов и выплаты собственникам денежных средств от образующейся прибыли. Мы исходим из того, что все эти деньги должны быть вложены в развитие инфраструктуры, – прокомментировал тогда сложившуюся ситуацию Игорь Руденя.
Уже буквально через год результат перехода стал очевиден: показатели по запасам топлива возросли, восстановительные ремонты, в том числе на магистральных сетях, шли с опережением графика. Как следствие, число коммунальных аварий, сопровождаемых отключением горячей воды и отопления, в Твери сократилось.
Наряду с теплом, вернулась в руки государства и вода. Огромными усилиями в 2018 году удалось достичь соглашения с группой компаний «Росводоканал», и управление «Тверьводоканалом», стратегически важным предприятием, было возвращено Тверской области.
Так за три года на место вернулись две главные тверские потери. Но и это еще не все. В государственную собственность за это время была передана и еще одна организация, к которой у населения накопилось немало вопросов, – Единый расчетный кассовый центр. Что позволило создать прозрачную систему прямых расчетов жителей с поставщиками энергоресурсов, минуя управляющие компании.
Не осталось без внимания региональной власти и наведение порядка еще в целом ряде сфер экономики – в рамках выполнения той же задачи: перевода наиболее важных из них под контроль государства. Это и борьба с нерациональным и незаконным расхищением природных богатств Верхневолжья, в результате которой взята под контроль добыча песка и песчано-гравийной смеси. Это и возвращение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Это и особое внимание государственным (читай – бесплатным) здравоохранению и образованию на территории региона. И это – только начало.
Дмитрий МАЛЫШЕВ