В большинстве муниципальных образований области действуют филиалы МФЦ
Мало ли у каждого из нас житейских забот! Радостных и не очень. Ребенок родился – надо зарегистрировать. Сменили место жительства – надо оформить регистрацию по новому адресу. Задумали улучшить жилищные условия – надо получить документ, подтверждающий право собственности. Если семья оказалась в сложном финансовом положении, значит, надо идти добиваться социального пособия, положенного малоимущим. Подобных хлопот – масса, все и не перечислишь. Еще не так давно по любому житейскому поводу надо было ходить в разные конторы, выстаивать в очередях, терять уйму времени.
Ситуация стала меняться с 2010 года, когда в Тверской области стали открываться офисы по оказанию государственных и муниципальных услуг, работающие по принципу «одного окна». Иными словами – комплекс услуг оказывался в одном месте, необходимость обивать пороги разных учреждений отпала. Первые филиалы многофункционального центра были открыты в Жарковском и Западнодвинском районах. Постепенно число филиалов стало расти, теперь они действуют во всех городах и в большинстве муниципальных районов нашего региона. Работу филиалов координирует государственное автономное учреждение Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГАУ «МФЦ»).
Развитая сеть
В составе ГАУ «МФЦ» – 35 филиалов в городских округах и муниципальных районах Тверской области. В филиалах работают территориально обособленные структурные подразделения. 42 из них размещены в стационарных условиях, а 49 обслуживаются мобильными группами сотрудников. В ГАУ «МФЦ» действуют 12 мобильных групп.
Большинство филиалов (29 из 35) было открыто с 2013го по 2015 год. Заметно расширилась сеть в 2018 году. По новым адресам начали работу два филиала в Твери: филиал № 2 в Заволжском районе, расположенный по адресу: Петербургское шоссе, 28, и филиал № 3 в Центральном районе, разместившийся в торговом центре «Олимп».
Охват населения Тверской области, пользующегося услугами МФЦ, достиг 91 процента.
Передали полномочия
На базе государственного автономного учреждения «МФЦ» гражданам оказывается более двухсот видов различных услуг, в том числе: 78 федеральных государственных услуг, 97 региональных государственных услуг и 24 типовые муниципальные услуги.
Как стало возможно оказание услуг по принципу «одного окна»? ГАУ «МФЦ» заключило соглашения о взаимодействии с 14 территориальными органами федеральных органов государственной власти, 16 исполнительными органами государственной власти Тверской области и 102 органами местного самоуправления муниципальных образований региона. В соответствии с этими соглашениями ГАУ «МФЦ» переданы полномочия по оказанию определенных видов услуг.
С каждым годом количество услуг, предоставленных жителям Тверской области в филиалах МФЦ, растет. Если в 2016 году населению было оказано 402,3 тысячи услуг, то в 2017-м – уже 543,8 тысячи, а в 2018 году количество оказанных услуг возросло до 685,2 тысячи.
Удобства для бизнеса
ГАУ «МФЦ» все активнее обслуживает предпринимателей. В декабре 2017 года были открыты два филиала «Мой бизнес», обслуживающие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прошлом году открыты два центра оказания услуг «Мой бизнес», в которых представителей предпринимательского сообщества обслуживают специалисты территориально обособленного структурного подразделения ГАУ «МФЦ» на базе АО «Россельхозбанк» и на базе Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области.
В 2018 году филиалы МФЦ «Мой бизнес» и центры оказания услуг посетили 92,1 тысячи заявителей, специалисты оказали им 43,7 тысячи услуг.
Востребованность растет
«26 декабря 2018 года у нас была сделка купли-продажи квартиры. Пришли с утра, взяли талон, и через семь (!) минут вызвали к окну. На готовность документов отвели плюс-минус 7–9 рабочих дней. Были новогодние праздники. После праздников, 9 января, я документы получил. Хорошо их сделали – центры «Мои документы», несколько таких – быстро, удобно».
Это лишь один из многих позитивных отзывов о работе филиалов МФЦ. Не станем лукавить: наряду с положительными есть и отрицательные отзывы – их тоже немало, люди выражают недовольство различными сбоями в работе. Что ж, период становления еще не завершен, шероховатости будут. При таком скоплении народа будут и недовольства, их не избежать. Но в целом востребованность таких центров оказания услуг растет. Об этом свидетельствуют цифры: в 2018 году в офисы МФЦ обратились 2044568 посетителей, что на 25,8 процента больше, чем годом ранее.
Что же касается качества услуг, то их объективная оценка лучше определяется массовыми замерами. В прошлом году в ГАУ «МФЦ» реализована возможность оценки заявителями качества оказываемых услуг через информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг. Заявители оценили качество 233 тысяч оказанных услуг по пятибалльной шкале. Оценку «5» получили 86 процентов услуг, «4» – 12 процентов. В сумме отличные и хорошие оценки составили 98 процентов. Система оценки качества задействована во всех филиалах – за исключением тех, которые расположены во временных помещениях (Вышний Волочёк, Кимры, Оленино).
В электронном виде
В сферу деятельности ГАУ «МФЦ» все активнее внедряются современные технологии. В офисах установлены системы электронной очереди. Идет перевод оказываемых услуг в электронный формат. На текущий момент примерно четверть услуг предоставляется в электронном виде: 44 государственные услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, 14 государственных услуг, предоставляемых органами власти Тверской области.
В декабре 2018 года завершена установка системы информационной безопасности на 256 рабочих местах в филиалах и территориально обособленных структурных подразделениях ГАУ «МФЦ». В феврале 2019 года введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная информационная система МФЦ во всех филиалах и стационарных территориально обособленных структурных подразделениях.
Концепция развития
Министерство экономического развития РФ регулярно оценивает степень выполнения регионами России мероприятий по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах. По данным за третий квартал минувшего года, Тверская область с оценкой 74,22 балла (по 100-балльной шкале) находится в верхней части середины рейтинга. Для усиления рейтинговых позиций еще есть возможности.
На сегодняшний день в ЗАТО «Солнечный» и семи муниципальных районах (Бельский, Краснохолмский, Лесной, Молоковский, Пеновский, Сонковский, Фировский) пока отсутствуют филиалы МФЦ. Министерство экономического развития Тверской области готовит концепцию развития МФЦ на 2019–2021 годы. В ней, в частности, предусматривается открытие филиалов МФЦ в семи муниципальных районах, а также двух филиалов в Твери (в Пролетарском и Московском районах), дополнительного филиала в Торжке. В перспективе намечено открытие еще двух филиалов в Твери – в жилых районах Южный и Юность.
Итогом всей этой работы должен стать практически стопроцентный охват населения Тверской области услугами, оказываемыми по принципу «одного окна» в филиалах многофункционального центра.
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ