Совесть, пожалуй, одно из ключевых понятий в становлении Настоящего Человека. У Василия Александровича Сухомлинского, знаменитого педагога из Украины, создавшего в своё время оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, есть такие золотые слова: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нём тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть».
Часто многим современным детям сложно понять, что же такое совесть. Мудрые родители прибегают к следующему объяснению его сути: «Совесть, словно невидимый человек, постоянно наблюдает за тобой. Она всегда знает, как правильно поступить, поэтому стоит следовать её советам. Её советы – это твои добрые мысли». Говоря так ребёнку, мы вкладываем в него важнейшее зерно человечности – стремление следовать своим благим намерениям. Кстати любопытно, что ещё в IV в. до н.э. Сенека учил: «Делай все так, как будто бы на тебя смотрели».
Научить своих детей не просто слышать, а слушать голос своей совести – одна из главных задач родителей. Поэтому некоторые из них вводят в свой воспитательский обиход следующую фразу: «А что Совесть твоя говорит?». Такой вопрос cподвигает ребёнка обратить внимание на иные свои мысли, более справедливые, мирные, доброжелательные, которые приведут его к правильному поступку, решению, действию. Этот вопрос будет актуален тогда, когда ребенку уже ясно значение слова «совесть». Применение такого подхода допускается в ситуациях, когда ребёнок действительно провинился, ищет оправдания или что ещё хуже — не хочет признавать и даже видеть свою ошибку.
Александрович, посвятивший свою жизнь воспитанию детей, формированию из них настоящих Личностей, считал, что надо давать детям время подумать о своей ошибке, прочувствовать где-то стыд, где-то раскаянье. Ведь есть большая вероятность, что, провинившись, раз и, ощутив колкое угрызение совести, ребёнку больше никогда в голову не придёт поступить или подумать так же. Ему захочется поскорее заместить это неловкое чувство более гармоничным, приятным, естественным. Важно, чтобы ребёнок прочувствовал, что внутренний комфорт придёт тогда, когда он исправит свою ошибку: извинится, исполнит обещание, признает что был не прав, придумает мирное решение ситуации и т.д. Именно в такие моменты дети и учатся делать выбор в пользу позитивного высоконравственного образа мыслей, являющихся проводниками добра и красоты.
О красоте Василий Александрович Сухомлинский говорил так: «В понимании и чувствовании красоты — могучий источник самовоспитания!». За многие годы внимательного и чуткого наблюдения за своими воспитанниками он пришёл к тому, что одним из важнейших качеств Настоящего Человека является умение видеть и чувствовать прекрасное. Эта способность закладывается в младшем возрасте. Отмечено, что дети, способные замечать очарование окружающего мира, проявляют себя позитивно и в учёбе, и в жизни коллектива. Кроме того, умение ощущать красоту вокруг, свидетельствует о раскрытии красоты внутреннего мира ребёнка. А это, в свою очередь, даёт ему возможность творчески проявлять себя, вносить свой вклад в развитие общества.
Василий Александрович старательно направлял внимание детей на очарование природы, выводя их на прогулки в лес и поля, обсуждал с ними нежность цветов, мощные кроны деревьев, пение птиц, журчанье ручьёв. Сухомлинский воспитывал в детях осознание красоты человеческого поступка: читал им высоконравственные сказки собственного сочинения, рассказывал истории о людях, проявивших себя, как Люди с большой буквы, поражающих своим мужеством, выдержкой и умением контролировать собственные мысли и эмоции. По глубокому убеждению великого педагога такие беседы и занятия с детьми являются крайне необходимыми для их становления как добрых, справедливых, светлых личностей. Сказки педагога можно прочитать и сейчас, отыскав, к примеру, книгу: В. А. Сухомлинский «Сказки школы под голубым небом: сказки, притчи, рассказы», Освита 1990.
Конечно же, разговоры с ребятами о высоком и благом составляли лишь часть воспитательной методики В.А.Сухомлинского. Большое внимание он уделял также приобщению детей к непосредственной деятельности, процессу, во время которого формируются лучшие качества личности – коллективному труду.
Великий педагог считал труд основой всего мудрого и прекрасного на земле. И по праву воспитание трудом, трудом и коллективом было одним из основных элементов его методики. О воспитательной силе коллектива Сухомлинский писал: «Когда мои дети начинают жить в коллективе, первая моя забота о том, чтобы самой большой бедой каждого ребенка стала чужая беда, самой большой радостью и утешением была мысль о том, что он принёс радость другому человеку». Этими словами Василий Александрович, как и многие другие педагоги, выражает свою глубокую убеждённость в том, что воспитание коллективным трудом создаёт условия для ребёнка, в которых совершенствуется его личность, наделённая лучшими человеческими качествами, а эгоизм и потребительское мышление стираются. Во времена Союза, благодаря такой системе воспитания, стало возможным сформировать много действительно достойных высоконравственных людей, которые стали подлинной гордостью для общества. Для таких людей нет чужих бед и чужих побед. Они стали подлинным примером человечности для своих будущих поколений.
О труде Сухомлинский уверенно говорил: «Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», неоднократно доказывая, это на собственном опыте. В своих книгах Василий Александрович приводит примеры того, как коллектив и труд на глазах меняли его воспитанников, делая из ленивых – усердных, из равнодушных – желающих помочь и позаботиться. Из этого последовал разумный вывод: коллективный труд способствует формированию в ребёнке стремления больше думать о других, а не о себе, развивает у детей благородные человеческие качества: трудолюбие, щедрость, благодарность, ответственность, учит уважать чужую работу. К тому же, педагог отметил, что коллективный труд на полях и виноградниках сплачивает ребят, благодаря чему умственная работа в школе также становится для них более комфортной и эффективной.
Многие современные педагоги и воспитатели сходятся на том, что пример прекрасного опыта Советской педагогики, проверенного десятилетиями и давшего свои замечательные результаты, заслуживает предельного внимания в наше время. Внедрение его в современную систему образования – важный этап на пути становления общества, построенного на высоконравственных моральных и культурных принципах. Ведь несмотря на то, что времена изменились, главная цель воспитательской деятельности осталась той же – научить детей человечности.
В. А. Сухомлинский писал: «Учить человечности — самое сложное и невероятно трудное дело». Педагог по собственному опыту знал, как много внимания и сил требует воспитание Настоящего Человека, и вместе с этим он был глубоко убеждён в неоспоримой потребности такого воспитания. Пусть нас не пугает то, что придётся уделить много времени, приложить упорство и всё усердие души для того, чтобы посеять и удобрить зёрна человечности в ребёнке. Ведь, как доказывает многолетняя практика Василия Александровича – это того стоит!
Всех достижений, нововведений и идей мудрого педагога не перечислить в одной статье.Василий Александрович Сухомлинский – яркий пример человека, не просто отдавшего своё сердце детям, а отдавшего своё сердце Людям! Ведь благодаря его научным трудам, разработкам, и новаторским идеям произошло огромное количество позитивных изменений не только в образовании, но и в ценностной системе общества.
Сегодня отмечается ещё одна волна повышенного интереса к идеям Василия Александровича. Всё больше и больше учителей и преподавателей обращаются к его опыту, всё больше родителей читают его книги: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека?», «Родительская педагогика». Надо признать, что труды Василия Александровича Сухомлинского действительно являются прекрасными проводниками добра в нашем мире, поскольку помогают нам стать лучше и изменять весь мир к лучшему.
Многозначительными являются слова педагога: «Идея добра становится ориентиром жизненной практики и меркой поступков лишь тогда, когда смыслом жизни человека является стремление к добру!». Желание воспитать в своём ребёнке, как и в себе Настоящего Человека, стремящегося к добру — весьма своевременно в любые времена. И особенно сейчас, ведь настал период, когда обществу необходимо утвердится в высоконравственных и духовных ценностях во благо мирного развития будущего всей цивилизации.
Всё начинается с отдельного человека. Ведь ежедневная работа над собой предполагает самосовершенствование, нравственное, духовное развитие человека, обогащение его внутреннего мира. А внутренний мир всегда отражается на внешний мир. Созидательное стремление каждого – источник благих достижений многих. Человек сам иногда до конца не может осознать масштабности результатов своих деяний.
На примере Василия Александровича Сухомлинского мы видим, что светлые идеи, одного человека, воплощённые в жизнь, и вправду способны на протяжении долгих лет зажигать тысячи человеческих сердец. Ведь мудрые слова великого педагога и поныне напоминают нам о том, что же значит быть настоящим человеком, вдохновляя нас на добрые мысли и дела: «Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души!».
Анна Дубровская