Кначалу нового 2010/2011 учебного года российские преподаватели получили от Федерального агентства по образованию щедрый подарок, вероятно, связанный с тем обстоятельством, что 2010 год был объявлен Годом учителя. Нет, оклады учителям не повысили. Им подарили новый виток гонки «реформы образования»: антигуманитарную вакханалию.
Буду говорить только о том, что знаю точно, а именно: на четыре гуманитарных направления, которые не так давно были открыты в рамках магистратуры Тверского государственного университета, вышеупомянутое агентство выделило семь (!) бюджетных мест. В частности, кафедра, на которой я имею честь служить, получила одно (!) место. В результате сложилась крайне неприятная ситуация: два бакалавра, заработавшие по нашему направлению красные дипломы и, соответственно, по правилам университета имевшие право на поступление в магистратуру без вступительных экзаменов, вынуждены были это эксклюзивное место делить между собой.
В чем дело? Может быть, в отсутствии добротного гуманитарного образования у чиновников от образования? Может быть, в их неинформированности о том, что в странах, лидирующих в области разработки технологий «ноу-хау», система образования покоится на гуманитарном фундаменте высочайшего качества? Может быть, им неизвестно, что в прагматичной и рационалистичной Америке наука уже давно развивается исключительно благодаря выходцам из этих стран: Японии, Индии, России (в последнем случае благодаря тем, кто успел получить широкую гуманитарную подготовку).
Налицо какой-то неотроцкизм. Известно, что Лев Троцкий считал всеобщее образование, тем более гуманитарное, совершенно необязательным для строителя коммунизма, которому достаточно дать кувалду, как только он сможет ее держать, и отправить в трудовую армию. Теперь лозунг, видимо, такой: «Строителю светлого капиталистического будущего достаточно научиться считать деньги», а гуманитарные знания, формирующие нравственную личность, ему только помешают. Действительно, зачем дельцам этика, эстетика, искусствоведение, психология! Тем не менее большевики, каковы бы они ни были, троцкизм отвергли и к концу тридцатых годов построили советскую среднюю школу по типу царских гимназий (правда, без преподавания латыни и древнегреческого языка), а высшую школу – по типу императорских университетов с обязательным блоком гуманитарных дисциплин.
Неужели не ясно, что гуманитарно образованный физик или химик обладает гораздо более широкими креативными возможностями, чем необразованный. У него иные масштабы творческого мышления, он видит предмет своего исследования глубже, он способен на нестандартные подходы к научным проблемам.
Наконец, для меня загадка, каким образом руководители нашего образования умудрились отнести политологию к блоку гуманитарных дисциплин. Политология – это самая социальная наука, какую только можно вообразить. Она, скажем прямо, наиболее антигуманитарная наука. Не зря говорят, что политика – грязная вещь; ни делать, ни исследовать, ни преподавать ее в белых перчатках не приходится. А вот знать политологию нужно каждому, если мы не хотим уподобиться тем западным деятелям, которые при наличии высшего образования не знают, на чьей стороне воевал Советский Союз во время Второй мировой войны.
И последние два вопроса. По недомыслию или по злому умыслу задумана чиновниками Федерального агентства по образованию эта антигуманитарная вакханалия? И разве они не понимают, что это ведет к дебилизации молодого поколения нашей страны?
Владимир Гусев, доктор политических наук, профессор кафедры политологии ТвГУ