В рубрике «Артефакты» мы рассказываем о забавных, поучительных и интересных происшествиях из истории нашего края, которые стали известны благодаря документам, обнаруженным в хранилищах государственного архива Тверской области. «Артефакты» – совместный архивно-исторический проект Правительства Тверской области, Государственного архива Тверской области и РИА «Верхневолжье».
Удивительные документы из фондов 1818 года: переписка тверского губернатора с вышневолоцким исправником Сназиным по поводу встречи в Вышнем Волочке… короля Пруссии!
А чему удивляться: русские императоры и великие князья женились на немецких принцессах. И прусский король Фридрих Вильгельм III, поставивший, к слову, абсолютный рекорд пребывания на троне (он правил 47 лет!), являлся родственником практически всей женской половины дома Романовых – и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, мамы императора Александра Первого, и государыни императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра. Наконец, он был отцом жены великого князя Николая Александры-Шарлотты Прусской, будущей «первой леди» Российской империи! И вот в 1818 году прусский король решил навестить российскую родню.
Встретиться посередине
Однако где именно встречаться с родственниками королю? Ехать самому в Москву, где жила семья великого князя Николая, – вроде как по статусу не положено, не королевское это дело. Встречать королевскую дочь в Петербурге – тоже нехорошо может получиться, все-таки не она приехала в гости, а к ней. Думали, гадали, как организовать встречу представителей двух августейших домов, двух правящих династий Европы. И придумали – пусть прусский король выезжает из Петербурга, а навстречу им из Москвы отправится кортеж с великой княгиней. И где-то посередине они должны встретиться. А посерединке как раз находился Вышний Волочек. И вышневолоцкому исправнику сообщили, что высочайший саммит случится на его территории! Не позавидуешь.
Встреча царствующих особ – это не просто папа приехал навестить дочку, это дело особой государственной важности. Поэтому в Вышний Волочек отправились высшие чиновники императорской канцелярии – устраивать все необходимое для приезда прусского короля. Подготовка к визиту была сродни планированию военной операции, не случайно же поручили ее генералу по фамилии Киселев. От прусской стороны тоже был представитель, контролировавший ход работ, – личный секретарь короля господин Шамбо.
Еще подъезжая к Волочку, генерал Киселев уже рвал и метал. Дорога от Хотилова до Выдропужска, сообщал он в рапорте, представляет собой приличную дорогу с грунтовым покрытием. Зато дальше до самого Волочка начинается простая сельская дорога, которая в первый же дождь превратится в непроходимую реку грязи. Генерал Киселев распорядился, чтобы местные помещики прислали крестьянские команды для приведения местных рокаций в военный порядок. Генерал лично проверил, чтобы по всему пути следования прусского короля дорогу отсыпали щебнем и молотым камнем. А по обочинам разложили соломенные кули. При малейшей задержке специально обученные крестьяне, дежурившие на обочинах, должны были метать эти кули под колеса королевской кареты – чтобы ни в коем случае не застрять в грязи.
Личный секретарь короля Шамбо сообщил, что его величество придает встрече в Вышнем Волочке особое значение. Он давно не видел племянницу и желает придать встрече поистине королевский блеск. Центральным пунктом программы пребывания королевской особы в Вышнем Волочке должно было стать шествие, в котором приняли бы участие сам король, великая княгиня, их придворные, а также лучшие вышневолоцкие граждане из числа дворян и солдаты местного гарнизона. Узнав об этом, генерал Киселев распорядился немедленно отправить в Вышний Волочек два эскадрона Сибирского уланского полка, в котором служили самые рослые и привлекательные кавалеристы. Более того! Для приветственного караула выделили трех человек (в документах сохранились их имена – прапорщики Максим Ахматов, Гаврила Макаров и Иван Стечин). Эти парни обладали удивительно зычными голосами, и при приближении королевской кареты должны были грянуть троекратное ура, дабы король умилился бодрости и громкости русской.
Лошадиный вопрос
Прусский король путешествовал по России с огромной свитой. Вместе с королевской каретой (точнее, их было две – дорожная карета, а также «карета-почивальня» на случай, если королевская чета захочет поспать в пути) следовали еще 14 (!) карет. В которых ехали сопровождающие прусского короля лица. А именно: его личные помощники и министры, казначей, три флигель-адъютанта, камеристы, фрейлины, лейб-медики, шталмейстеры, устроители празднеств, метрдотели, официанты, повара, парикмахеры, музыканты, военная охрана… Три кареты были отданы под личные вещи свиты, еще в одной карете следовали «парадные наряды его величества, ее величества и госпожей фрейлин», и при них особые камеристки, следившие за тем, чтобы ни одна русская муха не запятнала чистоту королевских камзолов. Из трех лейб-медиков, сопровождавших короля, один занимался «учинением комнатных надзоров» – проверял комнаты, в которых предстояло останавливаться королю и свите, на предмет отсутствия блох и клопов. Протокол!
А вот для вышневолоцкого исправника Сназина, который занимался организацией встречи прусского короля на месте, это была, как нетрудно догадаться, страшная головная боль. Например, выяснилось, что во всем Вышнем Волочке невозможно сыскать нужное количество лошадей требуемой стати и выправки. В переписке с вышневолоцким исправником сохранилась необычная «роспись лошадей», полная помарок, добавлений и исправлений – документ явно составляли долго. По любому выходило, что при перемене лошадей каждые 150 верст, как того требовал протокол при путешествии августейших особ, потребуется не менее 250 лошадей. Гигантское количество для небольшого городка. И где столько найти?
Поначалу реквизировали на время лошадей у вышневолоцких обывателей, но всех их забраковал королевский секретарь Шамбо. Вы что, хотите везти моего короля на этом, сказал он с нескрываемым ужасом. Наши посмотрели и вынуждены были согласиться – да уж, на таких лошадок короля не посадишь. Их вообще лучше никому не показывать. Но где же взять нормальных лошадей? А между тем уже и день прибытия прусского короля со свитой назначен, а лошадей все еще нет.
Всё спасли ямщики
Неизвестно, кому в голову пришла эта гениальная идея – так ямщики же! Ведь рядом проходит почтовый тракт, и там есть ямщики, а у них и коней в достатке, и кони все как на подбор, да и сами они люди опытные – по любому бездорожью проведут королевскую карету! Эту идею срочно сообщили в Петербург, и оттуда стремительно направили в Вышний Волочек человека, который и должен был решить возникшую транспортную проблему. Звали его Иван Мельников, должность он занимал серьезную – главный инспектор почт и телеграфов (по-нынешнему, это заместитель генерального директора «Почты России»). Мельников прибыл в Вышний Волочек, и скоро все вздохнули с облегчением.
Инспектор почт и телеграфов оказался человеком расторопным. В течение одного дня он пригнал в Волочек требуемое количество преотличнейших лошадей, равных которым не было даже у лучших наездников города. Кроме того, Мельников привез с собой десять самых лучших ямщиков. Считалось, что русские ямщики нужны, чтобы русские лошади им подчинялись – опасались, что, услышав речь прусского кучера, они испугаются и понесут. Поэтому, дабы не причинить высоким гостям никакой опасности, ямщиков одели в немецкие кафтаны. И с каждого еще взяли расписку! Эти расписки сохранились в архивной папке. Все они примерно такого содержания: «Зовут меня Ефим Фомин, от роду 50 лет, к причастию и исповеди хожу, в штрафах, наказаниях и под судом не был. Обязуюсь везти короля Пруссии куда он пожелает».
Кучером королевской кареты доверили побыть ямщику из села Коломни Матвею Герасимову. Еще лошадей расставили по всем станциям, где предполагался «абцуг» (остановка) королевского кортежа. «Главный по лошадям» (кстати, генерал от кавалерии по фамилии Мертваго) регулярно слал донесения, что все лошади довольны, получают по три меры овса, выглядят веселыми, и, надо полагать, ждут не дождутся, когда им доверят везти прусского короля!
В общем, все прошло наилучшим образом. Встреча прусского короля и его русских родственниц получилась трогательной. Во время шествия сибирские уланы оглушительно кричали «ура!», а вышневолоцкие мещане, во множестве заполонившие улицы, выражали радость от лицезрения августейших особ. Ни одна колесная ось не сломалась, ни одна карета не завязла в грязи. Да и грязи не было, поскольку день 18 июня, когда кортеж короля Пруссии прибыл в Вышний Волочек, выдался на редкость солнечным.
А уже в октябре всем помещикам, обывателям и ямщикам, которые дали своих лошадей для встречи королевского кортежа, по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны выплатили прогонные деньги. Сумма по тем временам немаленькая – 2361 рубль! Ямщику Матвею Герасимову, которому доверили провезти королевскую карету по улицам Вышнего Волочка, выплатили из казны вышневолоцкого исправника аж 15 рублей – серьезные деньги. Штоф хлебного вина (водки) в то время стоил около 15 копеек. Так что не стоит сомневаться, что вышневолоцкий ямщик устроил для своих коллег буйную пирушку. И, наверно, до последних дней вспоминал, как он прусского короля возил!
Владислав ТОЛСТОВ