Функционирование рынка автотранспортных услуг в нашей стране сопряжено с рядом проблем. Растет число нарушений требований безопасности. Налицо большая изношенность автопарка и низкий уровень квалификации водительского состава.
В этих условиях необходимы как меры законодательного характера, направленные на наведение порядка, так и инициативы со стороны тех, кто занят в сфере транспортного обслуживания.
С областным департаментом транспорта и связи наладить контакт удается. Конечно, в обсуждении тех или иных вопросов, касающихся перевозок, неизбежно возникают разногласия, но нас приглашают к диалогу и к нам прислушиваются. Приглашали нас и в Законодательное Собрание на обсуждение 75го федерального закона о транспортном обслуживании. Также в течение полугода мы работали в Тверской городской думе в составе рабочей группы. С нашим участием был одобрен ряд поправок, касающихся деятельности перевозчиков. Правда, на последнем заседании эти поправки отклонили и приняли решение в первоначальном виде. В результате полгода работы насмарку. Можно сказать, что и в целом на городском уровне взаимодействие практически отсутствует. Перевозчиков не приглашают ни на какие мероприятия, связанные с их деятельностью. В настоящее время в городе разрабатывается документация для проведения конкурса по распределению городских маршрутов. Работает комиссия по реструктуризации маршрутной сети Твери. Федеральный закон № 315 прямо обязывает привлекать нас к участию в этих процессах, однако на практике ничего подобного нет, и все решения принимаются кулуарно. К сожалению, сложилась практика, когда конкурсная документация пишется под «своего» перевозчика. В такой обстановке муниципальное автотранспортное предприятие победило бы, даже выставив на конкурс рикшу. Такой протекционизм отражается в первую очередь на пассажирах.
Мы убеждены, что если бы не конкурсные процедуры, которые прописаны в законах, все жители Твери уже давно ездили бы на новых, отвечающих всем требованиям безопасности автобусах импортного производства. А сейчас мы простонапросто не можем рисковать, приобретая эти автобусы, поскольку стоимость каждого из них переваливает за миллион, а никакой уверенности, что перевозчики выиграют конкурс, имея в своем распоряжении новую, отвечающую всем требованиям безопасности технику, нет. Парадокс! Скорее всего, опять все будет сделано в интересах крупных предприятий, чей автопарк оставляет желать лучшего. Все это не только прямо отражается на потребителях услуг, но и идет вразрез с политикой поддержки малого и среднего бизнеса, провозглашенной на федеральном уровне. Если заявленные конкурсные условия не будут соответствовать федеральному законодательству и требованиям антимонопольной службы, мы будем оспаривать принятые решения и защищать свои интересы. О нежелании городских властей идти на диалог говорит и тот факт, что на собрание по созданию первой в области саморегулируемой организации перевозчиков не пришли представители ГИБДД, городской администрации. В то время как в прессе постоянно муссируется тема безопасности на дорогах, мероприятие, имеющее самое непосредственное отношение к этой безопасности, проигнорировали.
Автоперевозчикам очень тяжело выжить, и мы создаем саморегулируемую организацию в том числе и для того, чтобы отстаивать интересы предпринимателей. Кроме того, объединение позволяет эффективно решать вопросы, связанные с безопасностью перевозок. Сейчас вхождение в наши ряды является добровольным, но в перспективе у таких профессиональных объединений может быть большое будущее. В случае появления федерального закона, предусматривающего обязательное членство, мы получили бы возможность применять жесткие санкции к недобросовестным перевозчикам. Это был бы очень эффективный механизм контроля. Есть в объединении и еще один плюс: компенсационный фонд, который будет формироваться из средств перевозчиков, позволит возместить потенциальный ущерб, нанесенный в аварийной ситуации здоровью пассажира или его имуществу.
Валерий ВОДНИЦКИЙ
президент саморегулируемой организации НП «Приоритет»