Обстановка в тверском клубе «Культура», встречавшем столичного поэта и актера Театра на Таганке Владислава Маленко, была уютной и располагающей. Мягко подсвеченная сцена волнующе пустовала в ожидании героя, а атмосфера была наполнена предвкушением интересного и необычного вечера. Наконец человек в джинсах и футболке, исполняющий роль конферансье, подошел к микрофону и объявил гостя.
Он стремительно «вырос» из лестничного пролета, ведущего в зал, и в момент очутился перед публикой. Задорный и веселый. Пластичный и выразительный. Театрал в нем чувствовался с первых прозвучавших строк. Разоблачительные интонации и решительные жесты напомнили Маяковского. Чтение то и дело сопровождали одобрительные восклицания и смех слушателей.
После выступления Влад спускается со сцены, и, расположившись на летней веранде, мы начинаем разговор. Время к полуночи. Теплые июльские сумерки. Свеча на столе и тихая музыка в баре. В беседе тет-а-тет сатирик, исполненный колкой иронии, предстает романтиком, с грустью вспоминающим о детстве.
– Я коренной москвич, родился на «Маяковке», в той старой доброй Москве, которая еще не была теперешним мегаполисом, где люди думают только о деньгах. Я еще застал деревянные дома, точильщиков ножей, молодую маму, которая каталась на велосипеде по двору, и дымящий самовар. Закуточки садиков и огородиков. Все это было в самом центре… Такое сейчас невозможно представить и уже никогда не вернуть. Иногда ностальгия жуткая накатывает! Когда меня спрашивают о моей самой заветной мечте, я говорю, что хотел бы, чтоб на Тверской опять появились деревья.
Поэт говорит взахлеб, пытаясь, как в стихах, выразить переполняющие эмоции на одном дыхании. Рассуждает о роли и положении творческих людей сегодня. Об истории и пути России. И не перестает удивлять. Касаясь политики, выказывает приверженность консерватизму, что в сочетании со свободолюбием несколько необычно.
– Я считаю, что только империя с сильной властью может спасти Россию от гибели. Я, конечно, не имею в виду буквального восстановления монархического строя, существовавшего до революции. Принцип государственного устройства должен быть имперским. Просто в сегодняшних условиях нужно найти адекватную форму. Народ нуждается в опеке. У Достоевского есть фраза: «За людьми надо как за детьми». К другому мы, видимо, пока не готовы.
В сегодняшней литературе басня практически не представлена, и Влад Маленко – один из тех немногих, кто возрождает этот жанр на почве русской культуры, продолжая традиции, заложенные Крыловым. Его книга с символичным названием «Сыр выпал…» как бы продолжает с того места, где поставил точку великий предшественник. Устанавливает преемственность. Пороков у современного общества, несмотря на впечатляющий технологический прогресс, по мнению новоявленного баснописца, ничуть не меньше, чем у того, за которым наблюдал Иван Андреевич. Поэтому басня нисколько не утратила актуальности и, как и прежде, может быть зеркалом социальных процессов.
Влад Маленко делает все для того, чтобы максимально приблизить свои произведения восприятию читателя. Содержание басен насыщено сегодняшними реалиями. Об этом говорят уже сами названия: «Ежи-скинхеды», «Рекламный кролик», «Секта», «Бомжи», «Гламурная креветка», «Компромат» и другие. Предметы и понятия, прочно вошедшие в быт и сознание каждого человека, сплетаются воедино в органичных рифмах. Тематический диапазон весьма широк: политика, бизнес, межличностные отношения, повседневность… А динамика сюжетов держит в напряжении до самой развязки. При всем этом Влад смотрит на свое творчество довольно реалистично и не ждет, что удастся перевернуть мир.
– Я не думаю, что басня, и литература вообще, могут сегодня
Антон СТАРИКОВ
Влад МАЛЕНКО
Фестиваль
Еж из концерна «Супер-сталь»
Придумал кинофестиваль.
Себя назначил президентом,
Сурка спецом по кинолентам,
Лягушек членами жюри.
Привлек пивной завод в Твери
И заручился патронажем
Он самого медведя даже!
Потом неспешно все осмыслил,
Сам себе денег перечислил,
Провел, оформил, «откатил»,
Бюджет на четверть сократил,
Из шишек склеил главный приз
И закупил воды «Архыз».
Осталась творческая часть.
Она ежу неинтересна.
Кто победит, ему известно –
Друг заяц с фильмом «Волчья пасть».
Бюджет попилен. Флаги реют.
Продюсер, фыркнув, смотрит вдаль.
В мозгах ежовых планы зреют
Про театральный фестиваль.
Ежи-скинхеды
Заглушив у пня мопеды,
Собрались ежи-скинхеды.
Друг у друга сбрив иголки,
Стали злыми, будто волки,
И решили меж собой
Дать енотам смертный бой!
Мол, у них не там полоски
И хвосты чрезмерно броски!
Хорохорились ежи:
«Мы идем! Енот, дрожи!»
Их слова звучали колко,
А меж тем два серых волка
Шли домой из гаражей
И заметили ежей…
Были ежики побриты,
Злость во взглядах,
В лапках – биты,
Но волкам их грозный вид
Лишь удвоил аппетит!
……………………………
И остались от скинхедов
Два прута и пара кедов…
Тут бы думать о морали
И вручать волкам медали,
Обращаться к ним на «Вы»
С уваженьем, но, увы…
Излупив ежей у елки,
За енотов взялись волки,
Затащили тех в кусты,
Оторвали всем хвосты…
Перепало и кроту,
За его же доброту…
В раж, войдя, поднявши холки,
Всех в лесу побили волки…
Каковы у них повадки,
Таковы у нас порядки…