Она открывается взору издали – едешь ли в Кострецы на машине или идешь четыре километра пешком по грунтовке от шоссе Рамешки – Максатиха. Стоящая на взгорке пятиглавая белокаменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы – архитектурная достопримечательность не только здешних мест, но и гордость всего Максатихинского района. Построенная в 1876 году, эта церковь пережила все гонения и не закрывалась никогда.
Деревянные предшественницы
Погост Кострецы впервые упоминается в Писцовой книге за 1547 год. Издавна в этих краях жили карелы, принявшие православную веру. Первые церкви в селе были деревянными. Так, в 1792 году была построена деревянная Васильевская церковь. Ко времени ее строительства относится найденный в архиве документ:
«25 марта 1781 года священник Кострецкого погоста Зиновий Емельянов повздорил со строителем, иеромонахом Никольской Теребенской пустыни Иеронимом и иеродьяконами. В августе 1781 года братья пустыни вынесли братский приговор, подписанный тремя иеромонахами и тремя монахами. За эти действия из кружки Кострецкой церкви отец Зиновий Емельянов должен был одновременно заплатить иеромонаху Иерониму 10 рублей, иеромонахам по 5 рублей, иеродьяконам по 4 рубля, монахам по 3 рубля. Дополнительно он должен был заплатить годовые: строителю иеромонаху Иерониму два рубля, иеромонахам по два рубля, иеромонахам по одному рублю, иеродьяконам по 18 копеек, монахам по 16 копеек. Из этой суммы предлагалось передать строителю иеромонаху Иерониму 1/3 часть всех денег братии для сбора казны. Братский приговор был утвержден епископом Тверским и Кашинским Арсением 2 сентября 1781 года».
Архитектурная жемчужина
Васильевская церковь простояла почти целый век, пока не подошло время строительства каменного храма. Это был период расцвета экономической и духовной жизни села. Строили пятиглавую красавицу всем миром. Она стоит уже более 140 лет. До сих пор удивляешься, каким образом тогда, в девятнадцатом веке, когда не было ни тракторов, ни автомобилей, доставляли сюда огромные гранитные камни, где их вытесывали, придавая прямоугольную форму. Из такого векового гранита выложен цоколь храма, а к дверям ведут гранитные ступени.
Архитектурный облик церкви позволяет судить о том, что его формировал талантливый зодчий. Храм построен с пятью престолами. Холодные: главный – Успения Божией Матери, правый – Преображения Господня, левый – Мученицы Параскевы; теплые: правый – святого Василия Великого, левый – святителя Николая. В холодных службы шли летом, в теплых – зимой. К храму примыкала высокая шатровая колокольня. По архитектурному совершенству и внутреннему убранству Успенская церковь в селе Кострецы не уступала столичным и тверским храмам.
Одновременно с храмом рядом с ним были построены церковно-приходская школа, сторожка, амбар и сорок лавок. Появились и четыре часовни: в деревне Перевесы – проповедников Зосима и Савватия, в Овсяниках – Преображения Господня, Батурихе – святителя Николая, Полугине – великомученика Георгия (эта часовня построена раньше каменной церкви – в 1850 году). Была деревянная часовня и в моей родной деревне Ферёзна (сейчас она практически слилась с Кострецами), но, видимо, более поздней постройки.
Фрески и иконы создавали специально приглашенные мастера. По свидетельству очевидцев (в годы моего детства они были уже в преклонном возрасте), в церкви изначально был богатый иконостас. Сюда в 1930-е годы свозили иконы и из других окрестных церквей после их закрытия.
Период гонений
В те же годы намеревались закрыть и церковь в Кострецах, но прихожане воспротивились. Рассказывают, что церковный староста Иван Белоусов и казначей Фёдор Иванов долгое время скрывались в лесах с ключами от храма. Разорения и закрытия Успенской церкви удалось избежать. В архивах сохранились имена служивших в ней в разное время: регент Михаил Михайлович Забелин, священники Николай Лебедев, Виктор Дикий, Николай Галушкин.
Трагически сложилась судьба священника Успенской церкви Леонида Петровича Морковина. Он родился в 1879 году в селе Ильгощи Бежецкого уезда. Будучи священнослужителем, обвинен в антисоветской агитации и 10 июня 1937 года арестован. По приговору «тройки» расстрелян 1 октября того же года. Спустя десятилетия, в июне 1989 года Морковин был полностью реабилитирован.
Гонения на церковь продолжились, как ни странно, в годы хрущевской оттепели. Помнится, по дороге в школу (учился во вторую смену), подходя к церкви, я увидел, как местные атеисты из числа членов партийной ячейки сбрасывают с верхнего яруса колокольни огромный колокол. Многие годы колокольня стояла голая, лишь в постсоветский период на ней вновь появились колокола, но уже не такие большие.
В Успенской церкви я был крещен в младенчестве. На моей памяти службы в храме проводились регулярно. А вот чтобы в церкви венчались молодожены или проводились обряды крещения – такого не припомню. Впрочем, крещение детей в советское время не приветствовалось, о каждом таком обряде священники были обязаны информировать соответствующие органы. Верующих среди подростков и молодежи были единицы, а сверстники относились к ним снисходительноиронически. Между тем, престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы в Кострецах жителями всех возрастов отмечался шумно и многолюдно, с обильными угощениями. На пасхальную службу, помнится, в церковь сходилось много народу, не обязательно верующих.
Храм обновляется
Со временем церковь приходила в запустение. Потускнела роспись на наружных стенах. Сквозь каменную кладку колокольни стали пробиваться деревца. В 1992 году началось облагораживание храма. Работы велись на пожертвования прихожан и выходцев из здешних мест (их немало в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, других городах).
В конце 2003 года случилась беда: в зимней части храма вспыхнул пожар. Причиной возгорания стали неисправные печи. Стены и полы сильно пострадали от огня, а вот иконы чудесным образом оказались нетронутыми. Летом 2007 года реставрация зимней части храма была завершена. Но в церкви ощущается потребность в новых работах по отоплению, освещению, ремонту ограждения, благоустройству прилегающей территории. Нуждается в серьезной реставрации многоярусная колокольня.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Кострецах является объектом историко-культурного наследия Тверской области. Церковь с полным основанием можно отнести к числу выдающихся духовных ценностей православной России. Не случайно сюда, особенно летом, съезжаются автомобили с московскими, питерскими, тверскими номерами. Едут и из более дальних мест. Успенская церковь обладает, видимо, большой притягательной силой.
Евгений ШИМИН