Промышленное производство в Верхневолжье растет быстрее, чем во многих других регионах. Это отметил Президент РФ Владимир Путин во время своего визита в Тверскую область в ходе диалога с губернатором Игорем Руденей.
Глава региона, в свою очередь, пояснил: во многом это происходит благодаря развитию машиностроения. Один из флагманов отрасли — Тверской вагоностроительный завод, который является производственной площадкой компании Трансмашхолдинг. Не случайно символом Тверской области на Международной выставке-форуме ВДНХ в Москве стала именно его разработка: вагон электропоезда «Иволга 3.0».
А теперь, с учетом перспективы строительства высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, очевидно, отрасли будет уделяться особое внимание, об этом также было упомянуто в ходе рабочей встречи губернатора с Президентом. Значит, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах. Постоянный контакт с вузами и колледжами, профориентационная работа, наставничество — это сегодняшняя реальность любого крупного предприятия, нацеленного на развитие.
Неделя и даже больше
Успешный пример такой работы — всероссийская акция «Неделя без турникетов», которую проводит Союз машиностроителей России. Студенты вузов, профильных колледжей и ученики старших классов могут посетить Тверской вагоностроительный завод, познакомиться с его историей, осмотреть некоторые производственные площадки.
– Союз машиностроителей России много внимания уделяет профориентационной работе. Мы заинтересованы в том, чтобы максимально ярко, наглядно и четко показать подрастающему поколению возможности, которые открываются в нашей отрасли, познакомить их с условиями труда, с тем, как выглядит изнутри современное предприятие, как организовано производство, – рассказывает Наталия Магеря, руководитель аппарата ТРО СоюзМаш России, директор по внешним связям и стратегическим коммуникациям ОАО «ТВЗ».
Для Тверского вагонзавода участие в «Неделе без турникетов» является хорошей традицией. Акция проводится дважды в год, весной и осенью. И одной неделей уже давно не ограничивается – с каждым годом спектр мероприятий расширяется. В этот раз «Неделя без турникетов» продлится с 8 по 23 апреля, и пройдет в разных локациях: на производственных площадках в Твери и Торжке.
Смотреть интересно, работать — тем более
Первая экскурсия, с которой стартовала весенняя «Неделя без турникетов», – для студентов Тверского машиностроительного колледжа.
– Неудивительно, ведь наш колледж был создан в 1928 году именно как «кузница кадров» для вагонзавода. Он в советское время так и назывался — Калининский вагоностроительный техникум. Так что нашей дружбе с заводом почти девяносто лет, мы — единая команда. Колледж ежегодно направляет ребят сюда на практику. Со второго курса за каждым закрепляется рабочее место, наставник — опытный специалист, профессионал своего дела. Многие из наших студентов остаются здесь подрабатывать и в каникулы, – рассказывает Андрей Бурмистров, преподаватель спецдисциплин и заведующий практикой Тверского машиностроительного колледжа. – И как мы наблюдаем в последние годы, престиж профессий, связанных с машиностроением, действительно растет. Если еще пять-шесть лет назад по специальности собирались работать примерно 20-30% выпускников, то сегодня в отрасли остаются больше половины. Особенно востребованы такие специальности, как технология машиностроения и техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.
Комфортные, чистые цеха, автоматизированные линии и современное оборудование произвели на студентов-второкурсников сильное впечатление.
– Такое огромное предприятие, начинающему слесарю механосборочных работ здесь наверняка найдется место! Мы побывали в вагоносборочном цехе, где идет установка всех систем, оснащение вагонов. Были в сварочном цехе, в логистическом центре. Он, кстати, полностью автоматизирован. Очень интересно посмотреть на современное оборудование в действии, и тем более работать на нем. Я хочу сюда на практику, – делится студент Роман Сотников.
В почете инженеры и слесари
— Сегодняшние подростки, как правило, имеют представление об организации производства. Задача профориентации — дать больше конкретики: что мы производим, как именно производим, в каких условиях работают люди. Так что «Неделя без турникетов» – это работа на перспективу, мы набираем пул заинтересованных молодых людей, возможных кандидатов для трудоустройства. У нас большие планы, и потребность в кадрах есть. Сегодня в почете инженеры, инженеры-технологи, а также такие рабочие профессии, как слесарь механосборочных работ, сварщик, маляр, наждачник, – рассказывает Олег Захаров, начальник отдела подбора и развития персонала ОАО «ТВЗ».
Еще один важный вопрос, на который должна ответить профориентация: каковы преимущества работы именно здесь.
— Работа на стабильном крупном предприятии — это ряд весомых плюсов. У нас хороший уровень зарплаты, выше рынка. Про социальные гарантии стоит ли говорить — это само собой разумеющееся. Еще у нас есть свой медицинский центр, детский лагерь, это формирует хорошие условия для труда и досуга работников и их семей. Но главное, на вопрос «Что вы ждете от будущей работы?» ребята нередко отвечают: «Возможности применить свои знания». Радует, что у молодежи есть запрос на профессиональную реализацию, на причастность к общему делу, развитию региона. У нас они смогут ее реализовать, ни один молодой специалист не останется без внимания и перспектив развития, — говорит Олег Захаров.
Со школьной скамьи
Следом за студентами на производственную площадку заходит другая группа — ученики 15 школы.
— Сегодня мы побывали в музее вагонзавода, меня поразила более чем стодвадцатипятилетняя история предприятия. Особенно интересно было слушать про период Великой Отечественной войны, про вклад завода в Победу. И территория завода оказалась куда больше, чем я представлял раньше. Столько людей, транспорта… Нам столько всего рассказали и показали! Было интересно не только будущим инженерам, но и тем, кто хочет работать машинистом, экономистом и даже историком, — делится ученик 9 класса Владислав Покровский.
Как рассказала заместитель директора по воспитательной работе Елена Ширяева, недавно возникла идея создать в школе профильный машиностроительный класс.
– Было бы замечательно привлечь к участию специалистов с тверского вагонзавода, – говорит педагог.
Предприятие считает важным «растить» перспективные кадры не только со студенческой, но даже и со школьной скамьи. И потому всегда готово откликнуться на такие инициативы.