Проект предприимчивого галериста Гельмана преследовал не только культурные цели
По весне Тверь потрясло событие якобы общероссийского масштаба. Аварийный речной вокзал было решено превратить в центр современного искусства под идейным и художественным руководством галериста Марата Гельмана.
Прежнее руководство региона встретило инициатора на ура. Здание вокзала, дышащее на ладан, вдруг стало объектом первостепенного внимания властей. Бывший заместитель Губернатора – куратор областных финансов лично забирался на заделанную крышу и осматривал шпиль. Шпиль, по разумению варягов, должен был символизировать резкий подъем тверской культуры, пребывающей, по тому же разумению, в полумертвом состоянии. Открытие галереи могло пройти незамеченным, но недаром Марат Александрович, сын драматурга и известный пиарщик, слывет человеком прозорливым. Надо было не просто открыть двери обветшалого вокзала, превращенного в оазис так называемого современного искусства, а сделать праздник на всю округу. Город был обклеен плакатами, увешан баннерами с кратким слоганом «Верь в Тверь». Созвучие слов рождало мысль, что слоган изобретался в мучительных поисках подходящего выражения. На самом деле существовала аналогия: «Верь в Пермь». В Перми Марат Гельман произвел такой фурор, что о его деяниях на ниве политики и искусства писали столичные газеты. А одна, с самым большим тиражом, выяснила, что вера в Пермь обошлась бюджету в изрядную сумму, а результат акции привел в изумленновозмущенное состояние стойких к невзгодам пермяков.
Тверские художественные таланты утверждают, что, окрыленный финансовой удачей в Перми, галерист решил повторить успех в Твери. Город давно известен гостеприимством, граничащим с безрассудством. Особые знаки внимания распространяются, как правило, на людей из столицы или дальнего зарубежья, предлагающих очередной многомиллионный прожект. Для тех, кто успел забыть: проект реконструкции Тверского академического театра драмы был заказан французскому архитектору. Надо думать, за приличный гонорар. Проект реконструкции представили не гденибудь, а сначала в Каннах (с участием бывшего заместителя Губернатора – куратора культуры), а затем – в столице. Из театра предлагали сделать многофункциональный культурноторговопитейный центр, где посетители не только бы чтото смотрели, а душевно отдыхали в кафе на крыше или в кабаре под ней. Идея превращения уважаемого театра в неизвестно что, думается, родилась не на Тверской земле, а в столице Россииматушки. В самой Москве такие прожекты сразу же подверглись бы беспощадной критике конкурентов и общественности, но Тверь – чистый город добрых людей.
Другим фактом растранжиривания общественного кошелька стало проведение в области фестиваля актеров российского кино «Созвездие». Заправляли опять москвичи. Наши представители, что называется, работали на подхвате и зарабатывали нервные срывы. «Созвездие» на самом деле – увеселительное мероприятие, где актеры, снимавшиеся еще во времена хрущевского волюнтаризма, или мало кому известные звезды «телемыла» с большой пользой для себя и вредом для здоровья проводили время в ресторане гостиницы «Волга». Главный местный куратор фестиваля (тоже бывший заместитель Губернатора) оттягивался по полной и приглашал раскованных звездулек на тур падекатра. На проведение последнего «Созвездия» из бюджетов всех уровней было потрачено примерно 25 миллионов рублей…
Перечень прожектов с впечатляющими расходами можно продолжить. Конкурсы, фестивали, фейерверки, которые проводят на Тверской земле бойкие ребята со стороны, стали притчей во языцех. Наиболее осерчавшие граждане говорят, что лучше бы тротуары отремонтировали или протекающие трубы и крыши заменили. Пир во время чумы становился слишком вызывающим.
Приход галериста Гельмана в Тверь, повторюсь, был обставлен масштабно. Программы сопутствующих вернисажу мероприятий впечатляли количеством, но никак не качеством. В понятие «современное искусство» почемуто входят всхлипы и вопли на сцене или демонстрация связки пивных банок, лично опустошенных авторами экспозиции. В центре современного искусства куча строительного мусора, по замыслу создателей экспозиции, должна была бы вызывать трепет. Но люди, далекие от «современности», воспринимали «экспонат» как строительную незавершенку и недоумевали. И если на первых порах на речном вокзале посетители из любопытства обозревали экспонаты, созданные ну очень распаленными умами, то примерно через месяц центр превратился в малолюдную окраину. Печали организаторов проекта способствовал уход с поста Губернатора Дмитрия Зеленина и последующая отставка его зама – Алексея Каспржака, который по совместительству курировал и проект Гельмана.
Художники, искусствоведы, знатоки живописи восприняли проект неоднозначно. Одни говорят, что известный галерист внес «оживляж» в тихую жизнь провинции. Другие, и таких большинство, в том числе в управленческих культурных сферах, убеждены, что проект Гельмана – удачный способ коммерческого подхода к действительности и выкачивания денег из областного бюджета. Действительно, с чего бы это вдруг обеспеченный столичный галерист озаботился культурной жизнью Твери, не имея материальной выгоды?
– Сам проект реставрации речного вокзала нареканий не вызывает, – считает известный тверской искусствовед Марина Сафонова. – Но почему он привозной, а не местный? К тому же я сильно сомневаюсь, что Марат Гельман приехал в Тверь для демонстрации искусства. Его так называемое искусство напоминает аттракционы, развлекаловку. А одновременно с открытием центра в Твери работали замечательные выставки наших художников, но все внимание властей было обращено к Гельману. Почему этот господин не пригласил для участия в экспозиции местных художников? Наши значительно современнее, чем москвичи в центре речной современности. Печально констатировать, но худое чужое воспринимается руководством лучше, чем хорошее собственное. В каком страшном положении Императорский Путевой дворец, где располагается наша галерея с прекрасными фондами! В Твери нет помещений для приема выставок из Русского музея, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, других прославленных галерей. Говорят, нет средств. А на центр современного искусства деньги нашлись.
Про деньги. На создание центра на речном, по неофициальной информации, потрачено 25 миллионов. Финансирование шло не через департамент культуры. Губернатор Андрей Шевелёв, по нашей информации, проект приостановил. Галерист собрал прессконференцию и посетовал, что расцвет тверской культуры с его уходом обернется закатом. А в культурных сферах с его уходом вздохнули облегченно: наши денежки сохраннее будут.
Валерий БУРИЛОВ