Фрэнсис Бэкон, провозгласивший в XVII веке поистине судьбоносный девиз «Знание – сила», определил суеверия как «вредные и опасные идолы человеческого рода» и безапелляционно заключил, что «это глубочайшее заблуждение ума заслуживает презрения». Ему вторит Михаил Васильевич Ломоносов: «Суеверия с посмеянием презирать должно».
Однако справиться с суевериями не удавалось. Еще в 1834 году врач Поликарп Пузино был вынужден констатировать: «Невзирая на все усилия здравой философии затушить факел суеверия, пламя его до сих пор дымится».
К концу XIX века русские писатели называли распространение суеверий «воскрешением кикиморы». Несмотря на длительную и беспощадную войну с суевериями, которую победоносно вел научный материализм, кикимора продолжает здравствовать, без особых натуг вновь отвоевав себе шестую часть суши, присовокупив ее к своим прежним владениям. И, судя по всему, дым суеверия нам, как никогда, сладок и приятен…
Вера в гадания, вещие сны, дурные приметы, фатальные числа, амулеты и талисманы, вера в экстрасенсов и в астрологические календари достигла небывалого уровня не только у нас, но и на просвещенном Западе. Пятьдесят миллионов американцев живо интересуются астрологией, в Германии двадцать миллионов жителей ежедневно читают гороскопы, во Франции 60 процентов населения верят в свой знак зодиака, в Англии существуют 600 тайных кланов ведьм, в каждом из которых насчитывается по 13 колдуний. Вышел девятитомный «Словарь немецких суеверий», включающий 400 тысяч статей.
Профессор университета в штате Айова Дэвид Уэлт читал цикл лекций «Тайная жизнь растений», в которых рассказывал студентам, что во время своего предшествующего состояния, когда он был… морковкой, ему удалось узнать, как возникла примета о несчастливой встрече с зайцем.
«Международное общество по изучению биоритмов» (Цюрих) за 20 швейцарских франков и за несколько секунд выдает карточку с сообщением благоприятных и неблагоприятных дней любому человеку, предоставившему сведения о дне своего рождения.
Сегодня довольно жалко выглядит старик Хоттабыч со своими заклинаниями типа «дохтибидох» на фоне современных колдунов, щеголяющих терминами из астрофизики, кибернетики, бионики, семиотики и других мудреных наук.
Свободный рынок суеверий захлестнул нас, заняв место почившей в бозе науки. Стало быть, это и будет нам наукой?..
Виктор ЧУДИН, «Тверские ведомости» chudinvik@mail.ru