В наши дни Бежецкий завод «АСО» — лидер отечественной промышленности в области разработки и производства воздушных компрессоров промышленного назначения. Родившееся в сентябре 1917 года предприятие вместе со страной пережило огонь революции и гражданской войны, энтузиазм советской индустриализации и военное лихолетье, восстановление и перестройку.
В небольшом заводском музее сохранилась первая продукция – легендарный пулемет «Максим» и рукописи с воспоминаниями о тех заводчанах, имена которых навечно внесены в списки победителей…
Перед Великой Отечественной войной на предприятии трудились 1340 человек, на фронт ушел каждый третий. На оборону вставали целыми семьями и рабочими династиями: Алексеевы, Александровы, Баркины, Воробьевы… длинный список фамилий по алфавиту можно долго перечислять. За каждым именем своя боевая история.
Александр Абалов до войны десяток лет проработал на Бежецком заводе хронометражистом и нормировщиком. Опытный и мудрый, с хорошей физической подготовкой, на фронте стал командиром разведчиков, доставляя немало ценных сведений о противнике. Его первая боевая награда: Медаль «За оборону Москвы». Потом были Великие Луки, Смоленщина, Рига, Варшава, Берлин, четыре ранения и победное «Дошел!», выцарапанное солдатским ножом на стене Рейхстага.
Но дойти и вернуться домой суждено было не всем.
Василий Нечаев – токарь Бежецкого завода автогаражного оборудования, комсомольский активист, веселый и доброжелательный парень, занимался в планерном кружке, с увлечением конструировал модели разных самолетов. Хобби стало профессией, и с осени 1936 года Василий в Красной Армии. Пока осваивал мастерство пилота, увлекся радиоделом, став лучшим радистом полка.
Боевое крещение получил уже в финскую военную кампанию 1939-1940 годов. Флагманский стрелок-радист 54-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (16-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада, Северо-Западный фронт), младший командир Василий Нечаев совершил девять успешных боевых вылетов. Особо отличился в воздушном бою 17 января 1940 года, когда на советскую эскадрилью обрушилось свыше двадцати вражеских истребителей, четыре из них были сбиты стрелком-радистом Василием Нечаевым.
За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К началу Великой Отечественной войны герой финской окончил Качинскую авиационную школу пилотов и служил на Северо-Западном фронте — в составе 402-го истребительного авиационного полка.
Но уже в августе 1941 его семья получила известие: Василий Григорьевич Нечаев пропал без вести. Долгое время не были известны никакие подробности тех событий. Правду удалось узнать местным краеведам в начале 90-х. Они записали свидетельство члена Союза художников СССР Ивана Матвеевича Шарманова, который во время войны был ранен и попал в госпиталь. Оказалось, что там же лежит его тяжелораненый земляк Василий Нечаев. Сбитый при перегоне самолета летчик лишился обеих ног и потерял много крови. 27 летний парень, вероятно, не захотел сообщать молодой жене и родителям о своем состоянии. Он умер от ран 5 ноября 1941 года. Позже в архиве удалось найти и документальное подтверждение рассказа художника-фронтовика.
Однако место захоронения Героя Советского Союза Василия Нечаева до сих пор неизвестно, скорее всего, он был похоронен в окрестностях тылового госпиталя, в котором провел последние месяцы своей жизни. Но земляки о нем не забыли: в 60-е годы прошлого века улица Всполье в городе Бежецке была переименована в улицу Нечаева. А у стелы Памяти установлена мемориальная плита с именем Героя Советского Союза Василия Григорьевича Нечаева…
К августу 1941 года Бежецк стал прифронтовым городом. Начались налеты вражеской авиации, бомбежки. Вскоре руководство Бежецкого завода получает приказ об эвакуации в Казань. За Волгу на пяти эшелонах вместе с демонтированным оборудованием отправились и те работники завода, которые должны были обеспечивать скорейший монтаж станков на новом месте и выпуск военной продукции. Так рекордными темпами во время эвакуации был основан Казанский завод гаражного оборудования.
После отброса германских войск от столицы, в начале 1942 года оставшиеся в Бежецке немногочисленные работники завода получили приказ: приступить к его восстановлению. Ветеран предприятия Алексей Егорович Илюхин вспоминал: «Собрал я человек 30 женщин и стариков и начали мы приводить завод в порядок, готовить к встрече «казанских беглецов».
К лету были отремонтированы первые четыре станка и нефтяной двигатель с динамомашиной. Как и в первые дни истории завода, на фронт из его проходной начали вывозить отремонтированные пулеметы, восстановленное стрелковое оружие. В 1943 году в Бежецк прибыли эшелоны тульского завода «Красный Октябрь». Привезенное туляками оборудование позволило начать настоящее восстановление предприятия. Закончилась война. Страна еще лежала в руинах, а в цехах ГАРО уже возобновился выпуск гаражного оборудования. И не только. После войны всего не хватало, поэтому параллельно с выпуском основной продукции на заводе производили и товары народного потребления.
Однако основной продукцией завода с первых послевоенных лет постепенно становились компрессоры. Именно с ними в начале 60-ых годов завод вышел на международные рынки, за них получал высокие награды на всевозможных выставках, им присваивалась высшая награда качества тех лет — почетный пятиугольник — Государственный знак качества.
Этому знаку качества, закаленному в труднейшие годы войны и послевоенного восстановления, коллектив остается верен и в наши дни. И бережно хранит память о заводчанах-фронтовиках и тех, кто в тылу ковал Великую Победу.
Светлана Финевич