Среда, 19 июня / 05:56

16+
Богатые тоже платят

Богатые тоже платят

Богатые тоже платят

Семь дней областной экономики: от транспортного налога до газа в Нелидове

Каждый день в Тверской области происходит множество интересных событий: и большинство из них, как гласит беспристрастная статистика, приходит из мира экономики. Принимаются новые областные законы, вносятся изменения в бюджет, вступают в действие программы, меняются тарифы и нормативы, размеры субсидий и размеры налогов, запускаются инвестиционные проекты, а порой, увы, наоборот, закрываются. Что все это значит и как аукнется нашим кошелькам? Об этом мы будем рассказывать в наших еженедельных обзорах.

 

«Лошадь» подорожала: но только для любителей премиального

На позапрошлой неделе заседание областного правительства под председательством губернатора Игоря Рудени носило ярко выраженный социальный характер: обсуждалось здравоохранение. На минувшей пришел черед чистой экономики: за час с лишним было принято сразу несколько важных решений.

Среди них – решение о повышении транспортного налога, который, как следовало из доклада врио министра финансов Тверской области Марины Подтиховой, не менялся в регионе с далекого 2012 года. Губернатор, в свою очередь, оценил ситуацию так: решение назрело и даже перезрело.

Но пусть тверские автолюбители не торопятся с ходу хвататься за сердце: налог повысится не для всех, а только для обладателей автомобилей с двигателем мощностью больше 200 лошадиных сил. По мнению региональных чиновников, каста владельцев мощных машин премиум-­класса и так слишком долго чувствовала себя в нашей области чересчур вольготно. Если во всех регионах ЦФО транспортный налог в этой категории составляет не меньше 150 рублей за 1 лошадиную силу, то у нас он еще шесть лет назад замер на отметке 90 рублей.

Теперь, если депутаты Законодательного собрания одобрят соответствующее предложение исполнительной власти, для автомобилей мощностью двигателей от 200 до 250 лошадиных сил ставка вырастет с 45 до 75 рублей, а для автомобилей мощностью больше 250 лошадиных сил – с 90 до 150 рублей.

Марина Подтихова с удовлетворением отметила: за год благодаря этой мере в областной дорожный фонд дополнительно притечет 144,7 миллиона рублей. Игорь Руденя уточнил: деньги пойдут на ремонт наших многострадальных дворов и дорог в муниципалитетах.

В социальных сетях в связи с областным предложением шутят, что в Тверской области ввели налог для богатых: только они у нас не плачут, а платят. Часть экспертов, в свою очередь, резонно напоминает, что дорогими автомобилями у нас давно обзавелся и так называемый средний класс.

– Повышение транспортного налога на автомобили класса «премиум», с одной стороны, оправданно. Растет налогооблагаемая база, должен вырасти бюджет дорожного фонда, налоговая ставка приводится к средним показателям по Центральному федеральному округу. С другой стороны, автомобили с мощностью двигателя в 200–250 лошадиных сил приобретают в основном предприниматели, относящиеся к среднему бизнесу. А это одна из опорных точек экономики региона. Не скажется ли рост налога на транспорт, используемый в деловых целях, на снижении предпринимательской активности? Я бы предложил вводить повышенный налог, может быть, более плавно, поэтапно, – комментирует предложение власти председатель постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по транспорту и жилищно-­коммунальному комплексу Станислав Петрушенко.

Впрочем, наверняка найдутся люди, которые посмотрят на проблему под другим углом. По данным агентства «Автостат», Тверская область стабильно входит в топ­15 российских регионов по числу легковых машин на душу населения, оставляя позади Питер и Москву. В январе прошлого года этот показатель, к примеру, составил 329 автомобилей на 1000 человек – при том, что в среднем по стране цифра существенно меньше, 293 машины. Одновременно город Тверь каждый год «засвечивается» в топ­20 российских городов с самым высоким процентом новых легковых автомобилей премиум­-класса (9–11%).

Так что остается только представить, какое искушение испытывает каждый раз региональная исполнительная власть, когда, с одной стороны, нужно наполнить деньгами «дорожные» статьи бюджета, а с другой, есть статистика автопользования и возможность повысить транспортный налог, причем поголовно, для всех. Но областная команда, как мы видим, остается верна сформулированной губернатором еще два с половиной года назад стратегии: между легким путем мгновенного прямого пополнения бюджета с помощью взвинчивания налогов и тарифов и трудным путем улучшения инвестиционного климата и развития бизнес--среды власть каждый раз выбирает второе.

 

Аршином риски не измеришь

В ту же стратегию поэтапного, но стабильного получения дохода в бюджет логично укладывается и еще одно предложение областной власти, которое прозвучало на прошлой неделе из уст губернатора. Главной темой традиционного заседания правительства во вторник стало введение риск-­ориентированного подхода.

Суть этой модной нынче в мире модели государственной контрольно­-надзорной деятельности в двух словах можно сформулировать так: не стоит напрягать бессмысленными проверками те виды бизнеса, где заведомо все хорошо, а возможные проблемы никогда не приведут к фатальным социальным последствиям. Лучше внимательнее следить за теми видами бизнес-­деятельности, где риски выше и могут иметь, в том числе, широкие общественные последствия. Для сравнения: если закроется ларек или его владелец годами будет платить своему единственному сотруднику зарплату наличными, это плохо, но не катастрофа. А вот если обанкротится управляющая компания, исчезнув с рынка вместе с собранными у граждан платежами, это уже беда, до такого лучше не доводить.

Об этом, собственно говоря, в дипломатичной корректной форме и говорил Игорь Руденя на областном заседании, связав основные риски (на которые и должна ориентироваться контрольно­-надзорная деятельность в области) с коммерческой деятельностью в сфере ЖКХ. Особое внимание, сформулировал задачу для проверяющих губернатор, нужно уделять таким областям, как регулирование тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, вывоз мусора. Почему глава региона заговорил именно об этом, нетрудно понять, если вспомнить, сколько сил исполнительная власть приложила в 2016 году для возвращения под госконтроль тверских теплосетей, в 2017 и текущем – для возвращения тверского водоканала, а также для сдерживания роста тарифов, которые много лет росли одновременно с коммерциализацией областного ЖКХ.

Новый подход, по информации пресс-­службы Правительства Тверской области, будет применяться в 16 видах надзора. «В частности, это экологический, строительный, ветеринарный, жилищный надзор, лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог и другие», – сообщает пресс-­служба.

Но вернемся к идее получения поэтапного стабильного дохода в бюджет. Риск­-ориентированный подход считается продвинутым и гибким неспроста: если потенциально коррупционноемкие бизнес­-сферы он позволяет держать под контролем, то малый и средний бизнес, который, как мы все помним, федеральная власть много лет призывает не кошмарить, без лишних проверок начинает расцветать. А именно это и есть одна из задач региональной власти, которую не раз озвучивал, в том числе, и сам губернатор: наращивать число объектов налогообложения (то есть бизнес­-субъектов) и именно таким путем увеличивать бюджетную доходную часть.

Эксперты подтверждают наши догадки:

– По сути, это даже не форма поддержки, а создание возможности для нормального функционирования малого и среднего предпринимательства в регионе: конечно, это верное управленческое решение. Замечу, что обеспечение нормального функционирования малого и среднего предпринимательства – одно из направлений стратегии социально­-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, документа, который сейчас разрабатывается в Тверской области. Введение риск-­ориентированного подхода – четкое следование избранной стратегии: нужно создать такие условия, чтобы бизнес мог наращивать свою прибыль, а значит, и отчисления в бюджет, – объясняет логику областного решения доцент кафедры государственного управления ТвГУ Марина Цуркан.

 

Газ: план на 500

В пятницу под занавес недели из недр Правительства Тверской области пришло еще несколько интересных социально­-экономических новостей: в частности, на совещании с участием губернатора обсудили планы газификации на следующий год. Вопреки слухам о том, что программы прихода голубого топлива в районы в связи с непростой экономической обстановкой в стране будут урезаны, а то и вовсе приостановлены, все планы, судя по озвученному на совещании, остаются в силе.

И вновь придется обратиться к областным стратегиям в социально-­экономической сфере. Губернатор на совещании еще раз подчеркнул: в первую очередь, газ должен идти к социальным объектам – к школам, детским садам, больницам и к инвесторам, а точнее, к инвестплощадкам.

Наверняка жителей удаленных районов северо-­востока и юго­-запада области порадует тот факт, что об их будущем на совещании поговорили отдельно. Игорь Руденя напомнил о проблеме газификации нелидовских котельных от альтернативной ветки, которая должна появиться до начала строительства газовой магистрали. Уже одно то, что на областном совещании был поднят данный вопрос, можно расценивать как сигнал: на уровне региона прекрасно понимают – чтобы вывести экономику тех же юго­-западных территорий на принципиально иной уровень, нужен газ. Это основной барьер, в который пока что упираются очень многие амбициозные проекты по развитию данных муниципальных образований: не говоря о том, что отсутствие голубого топлива сказывается на качестве жизни местного населения.

 – Трудно не согласиться с губернатором в том, что приход газа на тот же юго­-запад области – важнейшее направление работы. Речь идет о динамично развивающейся части региона с огромным историко-­культурным наследием и экономическим потенциалом. Обратите внимание: здесь уже сегодня реализуется немало крупных инвестпроектов – и это вопреки отсутствию газа. Если же сюда придет голубое топливо, экономическая активность резко возрастет: меня как депутата, представляющего ряд юго-­западных территорий, не может не радовать, что областная исполнительная власть держит в поле зрения данный вопрос, – говорит заместитель председателя постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по экономической политике и предпринимательству Ирина Шереметкер.

Но, судя по всему, в 2019 году давний сюжет сдвинется с мертвой точки. Что касается планов газификации в цифрах, то вот они: в следующем году в программе значится больше 20 объектов, их газификация обойдется в сумму около 510 миллионов рублей. Кроме инвестплощадок и социальных объектов, газ придет примерно в 5500 домовладений. Но ничто не мешает скорректировать при благоприятных бюджетных раскладах эти цифры в сторону увеличения.

Юлия ОВСЯННИКОВА

Читайте также
«Ростелеком» оптимизирует бизнес-процессы в Твери

Предприятия Тверской области представили свою продукцию на РосЭкспоКрым

Калининская АЭС признана одной из лучших атомных станций России

Калининская АЭС признана одной из лучших атомных станций России

По итогам конкурса предприятию присвоено почетное второе место 

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости