Тверская область заняла второе место среди регионов России по темпам сокращения государственного долга
Агентство РИА «Рейтинг» опубликовало на своем сайте данные по регионам РФ о динамике государственного долга по состоянию на 1 марта 2019 года. Тверская область заняла второе место в России по темпам его снижения, сократив размер заимствований на 42,3 процента. Немногим более существенное сокращение зафиксировано лишь в Чувашии – 42,6 процента.
По данным министерства финансов Тверской области, только за 2018 год государственный долг региона сократился на 1034,4 млн рублей. Процесс его снижения приобрел ярко выраженную позитивную динамику. За три года сумма долга сократилась на 3,4 млрд рублей. Энергичная динамика прослеживается и по темпам снижения долговой нагрузки: за три года она уменьшилась на 20 процентных пунктов: с 72 процентов на 1 января 2016 года до 52 процентов (к собственным налоговым и неналоговым доходам) на 1 января 2019 года.
– Это означает, что наш бюджет и область являются экономически и финансово устойчивыми, мы можем реализовывать крупные проекты. Это достижение, которое мы получили благодаря работе правительства, главам районов, нашим налогоплательщикам, которые ответственно относятся к территории, – такую оценку дал губернатор Игорь Руденя.
В 2016 году был разработан и утвержден губернатором план мероприятий по росту доходов консолидированного бюджета Тверской области, оптимизации расходов и сокращению государственного долга на 2016–2019 годы. В 2017 году распоряжением регионального правительства утвержден план мероприятий, направленных на бюджетную консолидацию, на 2017–2019 годы. Эти документы актуализированы в 2018 году в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области «О программе оздоровления государственных финансов Тверской области на 2018–2021 годы».
Сумма бюджетного долга региона уменьшается в связи с энергичными действиями по двум направлениям: получение дополнительных доходов и упорядочение расходов; досрочное погашение кредитов коммерческих банков.
Дополнительная подпитка
Поступления из собственных источников составляют основу доходной части областного бюджета. В 2018 году собственные налоговые и неналоговые доходы достигли 47,6 млрд рублей – это почти 80 процентов общей суммы доходов. Собственные налоговые и неналоговые доходы выросли за трехлетку (2016–2018 годы) на 7,6 млрд рублей. Наиболее существенный прирост обеспечен за счет налога на прибыль организаций. За три года он увеличил приток поступлений на 4,9 млрд рублей. Только за прошлый год рост поступлений в областной бюджет по этому налогу составил 32,4 процента (увеличение за год почти на треть – отличный результат). Поступления за счет налога на доходы физических лиц за три года повысились на 1,3 млрд рублей. За один только прошлый год прибавка по этому налогу составила 9,5 процента.
Примерно лишь пятую часть общей суммы бюджетных доходов региона составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета. В последние три года их уровень стабильно держится в пределах 12–13 млрд рублей ежегодно.
Регион активно добивается дополнительного финансирования из федеральных средств. Так, в 2017 году дополнительно привлечено 997 млн рублей на строительство молочной фермы и селекционно-генетического центра агрофирмы «Дмитрова Гора» Конаковского района, а также 199 млн рублей из резервного фонда Правительства РФ на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе.
С позапрошлого года выделяются средства на строительство новых общеобразовательных учреждений: в 2017 году 103 млн рублей поступило на строительство школы в тверском микрорайоне Юность, в 2018 году 238 млн рублей ассигновано на строительство школы в микрорайоне Брусилово.
Привлечены дополнительные средства на создание комфортной городской среды и обустройство мест массового отдыха населения – за два года выделено 395 млн рублей федеральных средств. На оказание медицинской помощи с применением санитарной авиации привлекается 42 млн рублей ежегодно.
По федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» сумма привлеченных федеральных вложений на реконструкцию автомобильной дороги «Подъезд к поселку Шоша» в границах туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский» за три года составила 363 млн рублей.
В 2018 году из резервного фонда Правительства РФ направлено более 350 млн рублей на развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения первичного звена: фельдшерско-акушерских пунктов и передвижных медицинских комплексов, детских поликлиник, а также на внедрение информационных систем в медицине.
46 млн рублей привлечено в прошлом году на строительство детских дошкольных учреждений, 70 млн рублей – на создание детского технопарка «Кванториум», 20 млн рублей – на внедрение новых технологий в системе среднего профессионального образования.
Дополнительно привлеченные федеральные средства сняли часть бремени с областного бюджета, избавили от необходимости прибегать к заимствованиям из кредитных ресурсов.
Оптимизация расходов
Под постоянным контролем находится расходная часть областного бюджета. Последовательно проводится политика приоретизации расходов. Достигнуто снижение затрат на содержание имущества, осуществляется централизация функций по закупкам медицинских препаратов и продуктов питания для государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и других.
Финансовые органы ведут постоянный мониторинг ситуации в муниципальных образованиях области. Решения о внесении изменений в местные бюджеты в обязательном порядке согласовываются на областном уровне. Предоставление дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям ведется исключительно в рамках финансового оздоровления.
По данным министерства финансов Тверской области, экономический эффект от реализации программы оздоровления за трехлетний период составил более 2,2 млрд рублей по доходам и 1,4 млрд рублей по расходам.
Долг платежом красен
В регионе совершенствуется долговая политика. Налажен контроль за полным и своевременным погашением и обслуживанием долговых обязательств. Для минимизации расходов на обслуживание долга используются механизмы возобновляемых кредитных линий, пополнения остатков на счете бюджета с привлечением кредитов федерального казначейства. Осуществляется постоянный контроль за состоянием муниципального долга.
В 2016–2017 годах проведено замещение долговых обязательств по кредитам коммерческих банков кредитами из федерального бюджета по минимальной ставке в 0,1 процента годовых. В декабре 2017 года осуществлена реструктуризация бюджетных кредитов на сумму 13,9 млрд рублей до 2024 года. Эти меры позволили сократить размер рыночных кредитов в структуре государственного долга с 55 процентов по состоянию на 1 января 2016 года до 42 процентов на 1 января 2019 года, а также резко снизить расходы на обслуживание долговых обязательств региона. Если в 2015 году на обслуживание государственного долга было затрачено 1651 млн рублей, то в 2018 году – 118 млн рублей, то есть в 14 раз меньше.
В 2019 году планируется сокращение государственного долга Тверской области на 981 млн рублей, долговая нагрузка составит 50 процентов от доходов областного бюджета. Эти рубежи были обозначены на заседании бюджетной комиссии, которое провел губернатор Игорь Руденя.
По прогнозу министерства финансов Тверской области, в 2020 году долговая нагрузка региона снизится до 45 процентов, а в 2021 году – до 40 процентов от собственных доходов областного бюджета.
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ