Блеск ювелирных украшений чарует. Это бриллианты? Ах, нет, бесцветные топазы. Но как они переливаются на тончайшем серебряном кружеве! А гранаты и зеленые агаты вызывают ассоциации с куполами церквей, сияющими под лучами солнца, с изразцами и витражами русских усадеб. А вот старинный наряд невесты… сколько же здесь янтаря и золота!
Но за роскошью самоцветов есть нечто еще более драгоценное — традиции русского искусства.
Выставка «Образ сияющей красоты» открылась в Торжке, в Музейных рядах. О планах реставрации этого здания, при поддержке Министерства культуры РФ, наша газета уже рассказывала. А сейчас здесь стартовало первое из событий, приуроченных к юбилею Всероссийского историко-этнографического музея (в этом году музею исполняется 35 лет).
Азарт коллекционера и труд реставратора
— Мы рады начать цикл юбилейных мероприятий с эксклюзивной выставки. Сила искусства — одна из мощных составляющих единства. Это объединение поколений через передачу традиций, поиск новых смыслов, послание в будущее. Это единство душ, ценящих творчество и помнящих свою основу — русскую культуру. Искусство может быть разным, но оно всегда должно быть убедительным, — отметила, приветствуя участников, директор ВИЭМ Ирина Жукова.
— Идея проекта — поиск национального культурного кода в современном искусстве. И для каждого региона этот проект будет уникальным, отражающим тенденции народного творчества, которые особенно сильны в этой местности. Например, в Торжке хочется говорить о золотном шитье (и поэтому мы привезли сюда самые роскошные костюмы, образцы арзамасского, вологодского золотного шитья), в Великом Новгороде — о субкультуре ямщиков, — замечает куратор выставки, искусствовед, исследователь народного костюма Андрей Боровский.
В центре экспозиции — подлинные наряды жительниц разных регионов России из коллекции Людмилы Алиповой, мецената, одной из основателей Ателье московской моды. Народные мотивы и роскошь времен расцвета Российской империи находят отклик в ювелирном мастерстве (на выставке представлены работы художника и ювелира Петра Аксенова). И все это словно пришло в наш мир из Тридевятого царства, Тридесятого государства — именно туда предлагает заглянуть ретроспектива фотопроекта «Русские сказки», он тоже создан Петром Аксеновым.
Кокошник для Снегурочки
Как рассказывает Петр Аксенов, именно с фотопроекта «Русские сказки» начался его путь как ювелира. Для создания сказочных образов нужны были костюмы и украшения. Костюмы нашли в ведущих театрах Санкт-Петербурга, на Ленфильме, участие в проекте принял известный российский дизайнер Вячеслав Маслов. А эскизы для украшений автор создал сам. И загорелся новой идеей, на смену фотографии, живописи, дизайну пришло ювелирное зодчество.
— Эта сфера творчества тесно связана с историей. Собственно, одна из целей нашего проекта — показать, как традиции русского искусства находят свое место в современных модных тенденциях. И я благодарен и рад, что эта выставка проходит в Верхневолжье, в Торжке, где русскую культуру поддерживают с большой любовью, — говорит ювелир.
Во многих его произведениях внимательный глаз увидит «цитату», отсылку к историческим событиям или творчеству великих художников. Брошь «Русская красавица» вдохновлена одноименной картиной Константина Маковского, коллекция объемных ажурных серег — дань уважения Карлу Фаберже, а тиару с жемчугом могла бы надеть «Снегурочка» Островского (или современная невеста). Но одним из самых любимых своих произведений Петр Аксенов называет брошь «Собор Василия Блаженного».
— Это симбиоз всего, что я люблю: русской архитектуры, игры камней, жемчуга, присутствует здесь и некий византизм, — говорит ювелир.
Бабушкины «полеты» и линия рукава
Но если ювелирное украшение — это акцент и шифр, лаконичное послание миру, то русский праздничный костюм воплощает представления о благополучии.
— Помните поговорку: «по одежке встречают». В русской традиции всегда была сильна «культура престижа». И народный костюм — это своего рода визуализация «идеальной жизни». Представление, будто к нему неприменимо понятие моды, ошибочно. Тенденции русского костюма не вне моды, напротив, они всегда в моде, как ее основа, — говорит Андрей Боровский.
Развитие моды в народном костюме, влияние на него новых (на тот момент времени) тенденций, материалов и технологий и изучает Любовь Алипова. Для нее эти наблюдения служат источником вдохновения и воплощаются в современных моделях одежды и предметах интерьера.
— Обратите внимание на кисейный рукав вот этого чудесного курского свадебного костюма и на линию рукава моего платья. Они похожи, — демонстрирует практическое применение своих изысканий Любовь Алипова. И утверждает: в народном костюме мода была. Жительницы русской глубинки следили за элегантными новинками столиц, селянки адаптировали силуэты привычных нарядов, подражая горожанкам. В разных селах, губерниях развивались свои тренды.
В Торжок Любовь привезла настоящие жемчужины своей коллекции. Например, «годовой» (его надевали по большим церковным праздникам) наряд жительницы рязанского села Секирино (или, как говорят в той местности, » сряда»). Это платье уникально тем, что оно хранит тепло рук нескольких поколений. Его основа сшита в середине XX века, атлас — советского производства, но покрой — традиционный, старинный. А вот «полеты» (богато украшенные нашивки в области плеча), бисерные украшения и расшитая золотом кайма перенесены с пришедшего в негодность праздничного наряда прабабушки. И еще в 1950-е годы это платье носили: прежняя владелица надевала его на Пасху, в селе Секирино по сей день жив обычай надевать по праздникам народные костюмы, доставшиеся в наследство от предков и бережно восстановленные. Можно ли представить более яркий пример живого сохранения традиций, преемственности поколений?
Мода, согревающая душу
Посетители выставки узнают, как детали наряда подсказывали потенциальным женихам, грамотна невеста или нет. Познакомятся с традициями «ярмарки невест»- своеобразных конкурсов красоты и приданого. И увидят вещь, которую можно назвать абсолютным воплощением духа моды: почетное место в экспозиции занимает расшитая золотом душегрея.
— С практической точки зрения она совершенно бесполезна, служит только для создания силуэта и демонстрации статуса. Но это — важная часть народного костюма. Сколько в гардеробе современной женщины вещей, без которых легко можно обойтись, но они «греют душу». Каждая из них — наследница душегреек наших прапрабабушек, — поясняет Андрей Боровский.
А вот сарафан совершенно неожиданного для русской деревни оттенка «маджента». Цикличность моды налицо, такой цвет — самый популярный в наступившем сезоне. Но в XIX веке — откуда он?
Но XIX век — это расцвет химической науки. Наполеоновские войны поставили задачу: найти действенные антисептики, которые могли бы применяться в полевых условиях. Одним из таких соединений стал солянокислый розанилин (фуксин). Потом выяснилось, что как краситель он тоже эффективен, и из госпиталей фуксин плавно «перетек» в текстильную промышленность. И в моду вошли ярко-розовые ткани. Еще одна технологическая новинка XIX века — изумрудно-зеленый репс. Жительница Вологодского уезда сумела раздобыть такую супермодную шаль, сшила сарафан и рубаху того же цвета… и создала, как бы сейчас сказали, монохромный лук, вполне соответствующий современным понятиям об элегантности.
То есть история костюма тесно связана с историей науки, промышленности, она рассказывает об ожиданиях социума и надеждах человека в ту или иную эпоху. А значит, каждый экспонат можно долго рассматривать.
Выставка продлится до 12 марта. И это — еще одна из причин посетить Верхневолжье.
6+