Если вы еще не были в Дагестане, ступив на эту землю, если не в первый, но на второй день точно с удивлением спросите себя: почему я здесь никогда не был? Летал, ездил по разным городам и странам, а до этого удивительного места добрался только сейчас.
Этот край многим другим даст фору по ощущению первозданности, остроты впечатлений от захватывающих дух видов. Природа и горы – то, что создает Дагестан. Без них недостроенные и брошенные бетонные коробки смотрелись бы уныло.
Это самый многонациональный регион в России – 14 государственных языков, которые имеют свою письменность, около сорока национальностей. Каждый житель Дагестана хорошо знает как минимум два языка, свой родной и русский. Но если десять аварцев или лезгинов разговаривают на своем языке, а к ним подошел кумык, они сразу же переходят на русский.
За десять дней, которые мы провели здесь, пять раз сменили место ночевки, проехали по маршруту Махачкала – Дербент – Ахты – Кубачи – Махачкала. Один день был посвящен поездке в горы. При всей любви к самостоятельным путешествиям поняли, что в этом случае лучше обратиться за помощью в турагентство и покупать тур не заранее, а за день – дешевле обходится. За одну поездку можно посмотреть Чиркейское водохранилище, заповедник «Сарыкумские барханы» – крупнейший песчаный бархан в Европе, заехать в поселок Дубки (там действительно много дубов), увидеть реку Сулак и поражающий воображение Сулакский каньон, про который говорят, что он самый глубокий в Европе.
Сидеть на камне, смотреть вниз на зеленую воду и только по беленьким, едва заметным черточкам – следам, оставляемым в реке моторными лодками, понимать глубину каньона и удивляться туману, который то опускается, то вдруг отступает – только ради этого стоит приехать в Дагестан.
Страна гор и гора языков
В Интернете на удивление много информации про эту республику, о ней пишут чаще, чем про Тверскую область, хотя площадь нашего региона больше территории Дагестана и Армении вместе взятых. Можно и не заглядывать в Интернет: водители такси и маршруток, хозяева гестхаусов и просто прохожие, все на удивление приветливые, могут на хорошем русском языке рассказать много интересного.
Кровные узы здесь настолько сильны, сказали нам, что детей из детдомов не берут (это запрещено по исламу), но по всей стране ищут их родственников. Считается нормальной практикой отдавать своего ребенка бездетным братьям и сестрам, которые растят его как своего.
Диктует религия и запрет на татуировки. И на кладбище мы не увидим большие монументы – независимо от достатка семьи, каждое погребение венчает скромная каменная надгробная плита, без фотографий, высотой не больше метра, одного размера: все перед Господом одинаковы.
А вот хиджабы никогда здесь не носили. У каждого народа свой традиционный костюм, по которому можно многое сказать о человеке. Но черного цвета нет и не было. Он не имеет никакого отношения к религии, а просто мода, которая пришла лет пять назад из Саудовской Аравии и поразила значительную часть городского населения – в селах мы такие наряды не видели.
Покрытых, так называют тех, кто носит хиджабы, здесь не осуждают, но отзываются сдержанно-недоуменно. Как сказала одна преподавательница университета, студенты тоже, было дело, обрядились в длинные наряды, но товарищи подняли их на смех. И новая мода в среде мужчин не прижилась. И еще одно выделяет дагестанских девушек, даже совсем юных, – любовь к пластической косметологии: губы уточкой едва ли не у каждой третьей.
В Дагестане на улице не увидите нетрезвых людей. Мало курящих, уверяют, что нет и нищих.
Рассказали нам, что на все значительные события в жизни семьи принято давать деньги. О том, чтобы скромно, узким кругом, сыграть свадьбу, лучше и не мечтать. С людьми, которые отказываются от традиций, разрывают связи: хотите жить без нас, ради бога, но на поддержку не рассчитывайте. Когда мужчина берет себе вторую жену, что является довольно распространенной практикой, свадьба так пышно уже не празднуется.
Здесь царит настоящий культ брака. Еще остается, но уходит в прошлое традиция женить молодых, которые знакомятся только на свадьбе. Люди предпочитают заключать браки между своими, но все чаще бывают смешанные. Началось это с тех пор, когда государство стало отправлять в республику учительниц русского языка. В 30-е годы прошлого века в Дагестан приехали первые сорок человек, вслед за ними в течение десятилетий еще тысячи.
Если прежде для литературы и религии использовался арабский язык, для торговли и бытового общения в предгорьях – кумыкский, на севере – аварский, на юге – азербайджанский, то теперь языком, объединяющим всех дагестанцев, стал русский. В благодарность за их труд русским учительницам поставили памятник в столице республики.
Махачкала – Дербент
Главный город Дагестана основал Петр Первый, и назывался он соответственно Петровск. В 1921 году его переименовали в Махачкалу, и он стал столицей Дагестана. Официально здесь живет 700 тысяч человек, но фактически больше миллиона: много людей приезжают в город только на работу, поэтому пробки на дорогах ужасные. В этом городе можно погулять, сходить в музеи (их здесь несколько, и они прекрасны), выйти от набережной к широкому пляжу. Пожалуй, это все. Спектакли в театрах не показывают, говорят, мол, сезон не открылся, и это в конце сентября! Любители ресторанов могут здесь задержаться, но мы поехали дальше, в Дербент.
И наступил момент, ради которого это путешествие и задумывалось: дорога, слева море, справа горы. Бывало, они уходили на задний план, вместо них открывался широкий простор, поля, овцы и кони, иногда картина менялась, и за окном тянулись стройные ряды виноградников и плодовых деревьев.
Самый древний город России, которому, страшно представить, пять тысяч лет, очень разный. Как у всякого южного приморского населенного пункта, прелестны его зеленые улочки с перепадами высот. Но самое главное здесь – старый город и крепость, откуда с высоты можно видеть крыши всех домов и море. Прогуляться по пешеходной Улице счастливых людей, похожей на нашу Трехсвятскую, выйти к Каспийскому морю. Много племен и народов обитало на его берегах в разное время, поэтому у него было 77 названий. А город называли малым Иерусалимом: здесь жили язычники, христиане, иудеи, мусульмане.
Ахты. Самое большое село
Из Дербента мы отправились на юго-запад, из прикаспийской низменности туда, где, собственно, и поджидали нас настоящие красоты. До села Ахты 70 километров, и всю дорогу смотрели на обступающие нас горы и на сопровождающую по левой стороне реку Сулах, за которой уже был Азербайджан.
Пока ехали, со всеми в маршрутке поговорили. Две девушки работают на «скорой помощи», они рассказали, что «скорая» обслуживает 56 населенных пунктов. Трудно вообразить, как ездить каждый день по этой дороге, очень хорошей и ровной, но все равно такой опасной, извилистой. Дорога шла все вверх и вверх, вдали стали видны покрытые снегом горы. И вот она, священная гора Шалбуздаг, излюбленная туристами.
В селе Ахты, самом южном селе в России и самом большом в Дагестане, живут лезгины, всего 16 тысяч человек. Здесь есть МФЦ, управление культуры, четыре школы, аграрный колледж, оптовые базы и прочее, что можно видеть в городах, но никак не в селах. Статус города населенному пункту пытались присвоить, но началась перестройка и стало не до формальностей.
Население растет, но не теми темпами, как раньше: очень большая безработица – 40 процентов жителей ищут работу за пределами села. Раньше люди не знали, где Москва находится, – не было нужды уезжать, трудились у себя на родине. А сейчас никому не надо объяснять, где расположен и город Тверь.
В селе было развито садоводство, полеводство, в горах – животноводство, работали два совхоза. Увы, все заброшено, предприятий нет. Можно, правда, видеть коров и овец, которые сами по себе пасутся вдоль дороги. Сюда переезжает мало людей: если кого-то привлекает Дагестан, то жилье себе покупают на побережье.
Главная улица носит имя Ленина, от нее отходят первый тупик Ленина, второй тупик Ленина, всего их пять. Конечно же, стоит памятник вождю пролетариата, довольно смешной, потому что непропорционально маленький. Местные жители рассказывают, как у него отвалилась голова и что раньше на этом месте был бюст Сталина. Его снесли. Как сообщил водитель маршрутки, его дядя забрал бюст и поставил у себя в огороде.
Как и везде в Дагестане, местные жители открыты и расположены к беседе, приезжему человеку непременно расскажут, куда идти и что смотреть – это смотровая площадка, мосты, два из них мирового уровня, а всего их не меньше десяти, и конечно, старое село – очень важное место в древней и современной жизни Дагестана.
Такого музея вы нигде не увидите
Самая главная достопримечательность – музей, в советские времена признанный лучшим в стране сельским музеем. Его создал в 1937 году на основе школьного краеведческого уголка директор Ахтынской образцовой школы Нурудин Дагларов. Дело продолжил его сын Фикрет, потом – внук Низами, сын которого сейчас учится на историческом факультете. Музей стал в Дагестане вторым после махачкалинского, организованного в 1925 году.
Экспозиция начинается с орудий каменного века – они, как и другие археологические раскопки, свидетельствуют о том, что селу Ахты три тысячи лет. Экспозиция все время пополняется, сейчас в десяти залах больше двенадцати тысяч экспонатов, начиная с палеонтологической коллекции, старинные предметы быта горского дома, керамические кувшины, бронзовые кольца эпохи раннего Средневековья и многое другое. От Кавказской войны, которая на территории Дагестана длилась 25 лет, напоминает собрание оружия тех лет.
Как сказал Низами Дагларов, такого музея вы нигде не увидите. В здании нет отопления, музею, который считается государственным, никто не помогает. Но он живет вопреки всему, и поток туристов не прекращается.
Продолжение – в одном из следующих номеров.