На стене Покровского храма мемориальная доска: «3 марта 1943 года воинами Красной Армии были спасены 248 жителей города Ржева, закрытых фашистами в заминированном старообрядческом храме».
Об этой истории знает каждый житель Ржева. В начале марта 1943 года немцы согнали оставшихся в живых мирных жителей города в Покровскую церковь, заминировали ее и готовились взорвать, как только подойдут советские солдаты. Двое суток пленники провели в ожидании смерти.
При помощи настоятеля храма протоиерея Евгения Чунина мы связались с женщиной, которая ребенком пережила это страшное событие. Ирина Шарова, в девичестве Кузьмина, согласилась говорить не сразу.
– 80 лет прошло, что я могу рассказать, – смущенно отказывалась она. – Когда освободили Ржев, мне семь лет всего было.
Но постепенно воспоминания захватили ее, и Ирина Федоровна начала рассказывать…
– Отца не взяли на фронт по инвалидности, в семье было шестеро детей. Мама, Анна Григорьевна, работала кассиром на железной дороге, папа, Федор Матвеевич, там же сторожем. Жили мы неподалеку от церкви, на улице Зубцовской, сейчас это Гагарина. Мы принадлежали к старообрядческой общине, каждую неделю посещали церковь. Помню, как шли на службу и все встречные с отцом раскланивались – его в общине уважали.
В день, когда их согнали в Покровскую церковь, на окраине Ржева шли сильные бои.
– Взрослые запретили нам выходить из дома, – вспоминает Ирина Федоровна. – И вдруг в дом заходят вооруженные немцы, командуют всем срочно собраться в церкви. Приходим, а там полный храм народу – в основном женщины, дети, старики, мужчин почти не было. Нас заперли. Ребятишки залезли повыше и через узкое окошко увидели, как немцы вешают на стены какие-то кругляши. Взрослые поняли, что фашисты минируют церковь.
Два дня обреченные на смерть люди провели в церковных стенах – без еды, без воды, в холоде. Ирина Федоровна рассказывает, что женщины снимали с себя платки, шали, кутали детей.
– Помню, многие беспрестанно молились, стояли перед иконами на коленях. Остальные напряженно вслушивались – не донесется ли снаружи какой-то звук.
Узников освободили советские солдаты. Потом родилась легенда, что красноармеец распахнул двери Покровской церкви, а немецкие мины не сработали – чудо! На самом деле саперы несколько часов снимали немецкие мины.
– Нас выводили, люди плакали, обнимали наших солдат, все радовались избавлению от смерти, – рассказывает Ирина Федоровна.
Родительский дом сгорел, пока их держали в Покровской церкви. Вся семья с детьми оказалась на улице, какое-то время они ютились в землянке, но самое страшное было уже позади.
