Туризм – наше все! Лозунг этот весьма подходит ко многим странам, где именно туризм локомотивом вытаскивает все остальные сферы – торговлю, сельское хозяйство, производство, общепит и т.д. Россия тоже примеривает на себя модный тренд. Как это получается у страны и Тверской области?
Корреспондент «Тверских ведомостей» задал вопросы вице-президенту Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексею Волкову.
– Алексей, с какой целью создана ваша НКО?
– С того момента как в 1996 году был принят закон о туризме, прошло много времени и за эти годы возникло много общественных организаций. Но они часто лоббировали интересы бизнеса: туроператоров, отельеров и т.д. А поддержки туризма, индустрии гостеприимства как междисциплинарной категории не было. В 2017 году мы создали в Крыму большую организацию, в которую вошли аэропорты, транспортные компании, прокат, такси, отельеры, производители, поставщики, айти… Модель получилась эффективной: мы стали не только влиять на определенные решения, вырабатывать их, но и друг друга понимать (например, смягчили вечное противостояние отельеров и туроператоров). Стало понятно – нужен институт развития и комьюнити, чтобы на федеральном уровне продвигать индустрию гостеприимства. Да, есть Ростуризм, который отвечает за туроператорскую и турагентскую деятельность, деятельность гидов, маршруты и средства размещения. Все остальное из индустрии – в других ведомствах. Например, экотуризм сейчас активно продвигает Агентство стратегических инициатив, а существующее законодательство блокирует эти инициативы, как и градостроительный, земельный кодекс ограничивает возможности развития территорий и привлечения инвестиций.
Армия гостеприимства
– Что удалось Союзу?
– Мы собрали у себя на площадке 118 сфер, относящихся к индустрии (Ростуризм рассматривал 52). Далее мы договорились с площадкой «Россия – страна возможностей» об организации всероссийского профконкурса «Мастера гостеприимства». Вот цифры: около 20000 участников в первом сезоне, почти 30000 – во втором. Люди, разные по возрасту, компетенциям, навыкам, знаниям, профессиям, создают крутой контент, предлагают цифровые решения и уникальные путешествия.
ОСИГ удалось собрать индустрию, дать толчок для развития внутреннего туризма еще до ограничений и пандемии. Нацпроект даже стал называться не просто «Туризм», а «Туризм и индустрия гостеприимства». А значит, понятие утвердилось. Почти 50 тысяч участников конкурса стали армией гостеприимства, которая уже влияет на происходящее. Сейчас особое внимание уделяется внутреннему туризму, меняется законодательство, ведется межведомственный диалог различных министерств, организованы рабочие группы по созданию стратегий, нормативных актов, подключены медиа и соцсети.
– Как проявляет себя Тверская область?
– Тверской регион – один из лидеров по привлечению турпотока, в частности благодаря активному развитию автомототуризма, караванинга. ОСИГ взаимодействует с региональными органами исполнительной власти – они очень активны и заряжены на результат. Такие проекты, как «Государева дорога», заявлены на самом высоком уровне. Надеюсь, что этот и другие межрегиональные маршруты дадут возможность увеличить турпоток.
Обзавестись амбассадорами
– Поделитесь советами эксперта и путешественника, что сделать для пущей привлекательности?
– Первое – продвижение. Это не обязательно миллиарды на телевидение, СМИ и баннеры в Москве. Это работа с лидерами мнений, экспертами – теми, кто является амбассадорами для туриндустрии в регионе. Тиражирование проектов на площадках выставок, форумов. Второе – позиционирование. Нужен понятный ответ на вопрос: для чего мне ехать в Тверь? Третье – упаковка турпродукта. Нужно мифологизировать точки притяжения. Мало иметь тысячелетний дуб, нужно представить его историю, организовать место для селфи. Недавно я в Кимрском районе посетил «Вили улей» – глэмпинг в заповедном лесу на берегу Волги. Дороги туда нет, в камин дрова сам подбрасываешь, душ отдельно в сотнях метров. Они представили свою историю: «Затерянный в лесу». И при высоких ценах – полная загрузка.
Конечно, нужно создать условия максимального содействия для инвесторов: бесплатная земля, без налогов, быстрое решение вопросов с коммуникациями и земельными участками.
– Какие темы, на Ваш взгляд, для нас перспективны?
– Религиозный туризм – удивительные монастыри, куда люди поедут за умиротворением, поиском себя, как едут на Соловки. К их реконструкции и продвижению можно привлекать крупные отельные сети. Императорские путевые дворцы встроить в цепочку. Природа Тверской области позволяет развивать экологический, спортивный туризм, например парусный. Важно работать с гастрономической составляющей. Понять, что предложить вкусного – и с точки зрения еды, и с точки зрения впечатлений.
Открыть новые места
– Алексей, где бы Вы рекомендовали тверитянам отдохнуть?
– Парк Рускеала в Карелии. Фантастическая Калининградская область со Светлогорском и Балтийским морем. Санаторно-курортная и удивительная Башкирия. Бурятия, которая больше чем Байкал. Нетронутая природа Хакасии и неизведанный Дагестан, где можно раствориться и не вернуться. Кто любит поезда, рекомендую ретротуры и железнодорожные круизы на сайте «РЖД-Тур».
На Алтае сейчас будет цвести моральник, все розовое – поля, горы. На курортах Телецкий, Белокуриха можно отдохнуть и поправить здоровье. С макушки горы Кокуя видишь лишь горные вершины – Алтая, Хакасии, Шерегеша, они как застывшие волны бескрайнего моря. И у подножия – гладь озера Телецкого, которое тянется почти на 80 км. Это место особенное, даже на фоне Горного Алтая, который весь – край священный и мистический. Сюда приезжают заряжаться силой и энергией. По скорости развития курорт «Телецкий» претендует на лучшую практику в РФ как частный инвестпроект в сфере горнолыжного туризма с нулевой финансовой поддержкой государства.
В марте здесь стартовал новый проект ОСИГ «Мастерская гостеприимства. Лучшие региональные проекты: практика и перспективы». Эксперты посетили горнолыжный курорт «Телецкий», провели круглый стол.
– Проект «Мастерская гостеприимства» очень нужен и важен, особенно сейчас, – прокомментировала Светлана Максимова, депутат Госдумы РФ. – Он дает возможность оценить уровень российской туриндустрии, обсудить общие проблемы.
Татьяна СЕРГЕЕВА