На тверской авиабазе Военно-транспортной авиации в Мигалово 12 августа прошло празднование 100-летия Военно-воздушных сил России.
Впрочем, этот репортаж будет повествовать не только и не столько о самом праздновании, сколько о том, что и как мог посмотреть в этот день простой тверичанин, привлечённый анонсами этого празднования. А посмотреть он мог, как, к сожалению, выяснилось, далеко не всё, что было обещано. Да и не каждый тверичанин.
Посещение данного праздника автором этих строк началось с того, что, направляясь в Мигалово, он попал в пробку уже на проспекте 50 лет Октября, — чуть дальше ЦПС, если ехать из центра, то есть примерно за два с лишним километра до точки назначения. И ехал от начала этой пробки до перекрёстка с «окружной» дорогой (трассой М-10) более получаса.
Надо сказать, что маршрутка за эти полчаса изрядно опустела, — значительная часть пассажиров, многие из которых были с детьми, резонно рассудив, что такими темпами ехать просто неприлично, выходила, и направлялась далее пешком. Причём, далеко не все в сторону Мигалово, — кое-кто поворачивал и обратно.
Я же решил доехать хотя бы до перекрёстка. «Ну — мало ли. — думалось мне. — Вот светофор проедем, а там…» — А там оказалось ещё хуже. Мало того, что на самом перекрёстке светофор работал в обычном режиме (с приоритетом трассы), что попросту не давало возможности сдвинуться с места транспорту, идущему по проспекту 50 лет Октября (пока с трассы налево под «жёлтый» повернут — тут и красный уже загорается), так и представителей ГИБДД, призванных вроде бы разруливать подобные заторы, в пределах видимости просто не наблюдалось. Более того, и за перекрёстком было ничем не лучше, а скорее даже хуже, ибо всё, абсолютно всё более-менее плоское пространство было утыкано припаркованными автомобилями.
«Ладно, — думал я спешившись за перекрёстком, — уж небось в самом-то городке…» — В городке, точнее — за развилкой на Рябеево, с того места, где раньше был общий КПП «городка Мигалово» (ах, какие хорошие были времена, пока был этот самый КПП!) проезжая часть превращалась в пробку ещё более. Как в анекдоте: «Играть быстрее, ещё быстрее, быстрее как только возможно, и всё же — ещё быстрее!»
Но всё же и улица Громова была не последним этапом развития пробки. «…И всё же — ещё быстрее…» наступило лишь при повороте с неё на дорогу, ведущую непосредственно к аэродрому. Вот там была реальная каша из людей и машин. Завершающаяся лишь у ворот аэродрома, за которые, — слава богу, — машины просто не пускали. Хотя и зачем их было пускать в этот день на территорию городка, на улицу Громова, — мне было и остаётся абсолютно непонятным. Итог: наиболее решительным и целеустремлённым приходилось или задыхаться в маршрутках, или нести детей «на закорках» добрые пару километров, уворачиваясь от машин, чтобы попасть на вожделенное празднество.
К слову, лично для меня сие празднество на самом аэродроме началось весьма оптимистично. Стоило мне только выйти на поле, — как раздался рёв турбин, и из-за деревьев показался нос «Руслана», уходящего на парад в Жуковском. Прямо скажем, видеть такое приходится не часто, и каждый раз, даже если видишь это не впервые, оно, знаете ли, завораживает. Что уж говорить о посетителях, видящих это впервые, а тем более — о детях.
На стоянке, сразу у выхода на поле, присутствовали для осмотра и детского «облазивания» основные представители мигаловского авиапарка, — Ан-26, Ту-134, Ил-76, и конечно же — «Антей», причём тот самый, эксклюзивный, единственный в России, — камуфляжной раскраски. Тут же традиционно присутствовали торговые палатки и масса промоутеров различных коммерческих структур.
В целом, этим достижимые прелести мероприятия, к сожалению, и ограничивались. Хоть я пробыл на аэродроме не так уж и долго (слишком много времени «съела» дорога туда и ожидалось, что не меньше «съест» она и обратно), но ничего иного я там практически и не увидел. Конечно, и то, что увидел, маловато разве что для моего персонального взгляда, — взгляда человека, не раз бывавшего и на мигаловском аэродроме, причём и в праздники и в будни, бывавшего и на других подобных объектах. Но — согласитесь, — и столетие ВВС бывает не каждый день…
Не удалось посмотреть ни заявленных стритрейсеров (впрочем, может я их и не дождался), ни воздушных шаров (впрочем, может погода подвела), ни картингистов. Впрочем, последние были, присутствовали, но встреченный мною на лётном поле коллега-фотожурналист, имеющий уникальную способность присутствовать всегда и везде, на мой вопрос о них просто махнул рукой: «Ааааа… Где-то там. Далеко. Я до них не дошёл. Видел, что там
А над полем в это время один за другим уходили на Жуковский основные самолёты авиабазы — Ил-76…
Так что, взглянув издалека на пяток автомобилей с надписями «МЧС» и «ОМОН», один из которых точно был столь популярным ныне «автозаком» (очевидно, это и была обещанная выставка спецтехники), да на начертанное на капонире «Юбилею ВВС — достойную встречу», отправился я в обратный путь. Далеко не в одиночестве, — хотя время было ещё вполне себе «детское». Очевидно, трудности пути подталкивали к спешке не одного меня.
«Предчувствия его не обманули». В смысле — автора этих строк. Более того, на обратном пути пришлось наблюдать наглухо застрявшего в пробке генерала, возвращающегося, — нет, — пытающегося уехать с празднества. И первую за весь день машину ДПС, поспешающую, вероятно, ему на помощь. Со скоростью этак в полтора километра в час, и безо всяких гарантий на то, чтобы самой не встать в этом глухом монолите.
Машину ДПС сфотографировать я не успел, — затискали окружающие, пытавшиеся её пропустить. А генерал — вон он, на снимке снизу, в белой «Газели» на втором плане. Интересно, в какую сторону окажутся выплеснуты его эмоции?
Дойдя вместе с потоком людей до перекрёстка с окружной, обнаружил я и регулировщика. Очевидно, пиковость дорожной обстановки поняли и на самом верху. Правда, думать надо было раньше. И хорошо думать, а не просто ставить одного автоинспектора. Потому он уже мало чем мог помочь.
Маршрутчики же, кто поумнее, к тому времени вообще потеряли надежду на то, чтобы добраться до официальной конечной. И организовали импровизированную — у Полиграфкомбината Детской литературы. Где быстро заполнялись пассажирами, и относительно спокойно уезжали в сторону города. Лица же пассажиров спокойными и счастливыми назвать было нельзя…
Что хочется сказать в заключение? Наверно, то, что ложка дёгтя оказалась на этот раз слишком большой. Слишком. И не поворачивается язык упрекать в этом лётчиков. Не потому, что у них сегодня праздник, и даже юбилей. И даже — великий юбилей. А просто потому, что и так понятно: как раз они-то сделали всё, что могли сделать. Ну, или, во всяком случае, почти всё.
А вот город — не сделал.
В очередной, добавлю, раз продемонстрировав свою неспособность как к стратегическому планированию, так и к «тактическому» решению встающих проблем. Даже если эти проблемы нисколько не неожиданны, а, наоборот, вполне ожидаемы, причём задолго до их возникновения.
А отсюда итог: да — праздник, но — ставший для многих недоступным, а для кого-то и превратившийся в издевательство.